Влажность шихты является одним из важнейших технологических факторов производства аглопорита: увлажнение шихты, способствующее агрегированию ее пылевидных частиц, а следовательно, уменьшению суммарной удельной поверхности зерен и увеличению пустотности шихты, - основной метод регулирования ее зернового состава, газопроницаемости, величины и формы зерен. Установлено, что по мере увлажнения сырьевой смеси зерновой состав шихты изменяется, насыпной ее вес постепенно снижается, а затем повышается.

Технология производства заполнителей. Шихта.

Экспериментально выявлено, что для сырья многих видов количество воды, обеспечивающее получение минимального насыпного веса шихты, примерно соответствует ее максимальной газопроницаемости. Для отдельных видов сырья оптимальная влажность шихты, обычно определяемая опытным путем, на 2-3% выше влажности, соответствующей минимальному насыпному весу. Характер изменения насыпного веса шихты в зависимости от ее влажности. В соответствии с видом применяемого сырья оптимальная влажность шихты колеблется в пределах от 10-16 (сланцевые породы) до 30-40% (золы) от ее веса.

Содержание топлива и его крупность оказывают существенное влияние на процесс спекания шихты. Недостаток топлива приводит к снижению температуры в спекаемом слое, к образованию очагов горения в шихте в виде отдельных гнезд, к ограничению количества расплава, а следовательно, к резкому снижению выхода готового продукта (иногда к прекращению горения в слое шихты).
Избыток топлива приводит к чрезмерному повышению температуры спекания и увеличению количества расплава, что вызывает образование в спекаемой шихте сквозных каналов, крупных пор и каверн, куда устремляются газы.

Избыток топлива, кроме того, способствует замедлению перемещения зоны горения (увеличивает продолжительность процесса) и приводит к получению аглопорита повышенного объемного веса. Оптимальное содержание топлива различных видов, как было показано, составляет 6-12% от веса шихты в пересчете на условное при предельной крупности его зерен около 3 мм. Вместе с тем наши исследования показали, что при использовании топливо-содержащего сырья (топливных шлаков и золы, шахтных пород) некоторое увеличение содержания топлива против оптимального может оказаться технически оправданным и экономически целесообразным. Предельная величина зерен вводимого в шихту топлива должна быть значительно меньше предельной величины зерен шихты. Укрупнение частиц топлива приводит к получению аглопорита с ноздреватой структурой, большим количеством каверн и стекловидной фазы и нарушению теплового режима процесса.
Приготовленную тем или иным способом шихту укладывают на решетку агломерационной машины непрерывного или периодического действия.

На установках с агломерационными стационарными или переносными чашами, которые могут быть рекомендованы лишь для производительности не более 25 тыс. мг аглопорита в год, шихту подают в передвижной расходный бункер, представляющий собой самоходный шихтораздатчик. Конструкция его обеспечивает равномерное заполнение каждой чаши шихтой. Обычно на раме шихтораздатчика монтируют и зажигательное устройство. В отдельных случаях (при использовании переносных агломерационных чаш) приготовленная шихта подается в агломерационную чашу специальным лотком, при этом шихту в чаше разравнивают вручную.

Счетчик