При наличии полноценных изысканий была бы принята длина свай 7 м и проектная нагрузка 40 т оказалась бы правильной. Так как проектная и строительная организации обратились за консультацией тогда, когда пулевой цикл со свайным фундаментом уже был выполнен, то было принято следующее решение.

Вокруг каждой сваи, начиная от подошвы ростверка, рекомендовалось возвести столбчатые фундаменты с площадью подошвы из расчета удельного давления 1 кГсм2, заглубленные через всю толщу просадочных грунтов до нижележащих песков. Предполагается, что нагруженные до предельного состояния сваи дадут большие осадки и тогда включатся в работу столбчатые фундаменты.
Запроектировано 8-зтажное каменное здание на свайных фундаментах. Нагрузка на сваю принята 40 т. Сваи были запроектированы длиной 10 м и сечением 30X30 см.

Грунты площадки представлены незначительным культурным слоем и озерно-болотными отложениями суглинков, подстилаемых небольшим слоем песков, под которыми залегает погребенный торф мощностью до 3 м. Ниже торфа находится слой плотных моренных суглинков большой мощности. Сваи длиной 10 м не достигали кровли торфа на 1 м, и в то же время заводы железобетонных изделий не изготовляют сваи длиной более 10м.

В процессе погружения свай фиксировались отказы, величина которых составляла 20—25 мм от одного удара. При таких отказах несущая способность свай не превысит 10—15 т. Кроме того, необходимо учесть, что вследствие сгорания органических примесей торф будет в течение длительного времени обжиматься и, следовательно, осадки свай будут все больше увеличиваться. Поэтому сваи должны быть обязательно погружены ниже с таким расчетом, чтобы прорезать торф и заглубиться в плотные моренные суглинки на 1 —1,5 м.

В связи с этим могут быть приняты два варианта решений: а) используя опускные стрелы копра, сваи дополнительно углубить, после чего отрыть шурфы, срезать головы свай и нарастить сваи до отметки ростверка;
б) срезать головы свай, нарастить сваю, связав наращиваемую часть с оголенной арматурой, и после затвердения нара щенной части сваю добить до намеченной отметки.


В целях быстрого нарастания прочности целесообразно применить быстросхватывающийся цемент. При этом предполагается, что наращенную часть сваи можно забивать через 4—5 дней после окончания бетонирования. Контроль прочности бетона должен осуществляться обычными испытаниями кубиков, находящихся в одинаковых со сваями условиях.
Для 5-этажного каменного здания запроектирован свайный фундамент со сваями квадратного сечения 30x30 см и длиной 8 м.
Грунты площадки представлены мягко-пластичными суглинками, которые подстилаются мощным слоем средних и крупных песков. Сваи длиной 8 м заглубляются в пески на 2,5—3 м. Выборочная забивка пробных свай в начальной стадии свайных работ показала, что на отдельных участках сваи не добиваются до проектной отметки на 3—3,5 м. Контрольным бурением скважин установлено, что кровля песков в пределах примерно а проектируемого здания поднимается выше, чем в остальной части, приблизительно на 2,5—3 м.
В этом случае требуется корректировать проект, оставив сваи длиной 8 и в той части, где кровля песков соответствовала материалам изысканий, и длиной 5 м, где кровля песков поднимается выше.
Для жилого дома проектом было предусмотрено расположение свай в один ряд. Длина свай 4 м, сечение 30X30 см. Нагрузка на сваю принята 30 т.

В процессе погружения свай вследствие небрежности допускалось наклонное положение стрел копра, в результате чего часть свай оказалась погруженной с наклоном от вертикали сверх допустимого (1%). Если сваи с наклоном в одну сторону расположены группами, то необходимо забить дополнительные сваи. При расположении свай с наклоном в отдельных местах дополнительные мероприятия по усилению свайного поля не требуются.
Свайный фундамент запроектирован с расположением свай в один ряд. В результате небрежной геодезической разбивки осей свайного ряда сваи по всему ряду или частично имеют отклонения сверх допустимых (±5 см). В этих случаях необходимо забить сваи во втором ряду в направлении, противоположном отклонившейся оси, с таким расчетом, чтобы дополнительными сваями создавалось шахматное расположение свай, средняя ось которых совпадала бы с осью нагрузок.

Насыпь большой мощности неоднородна и имеет твердые включения в верхней части (металлический лом, обломки бетонных камней, остатки деревянных срубов и др.). При всех условиях насыпь необходимо прорезать сваями. Для сокращения объема работ по погружению свай следует в результате увеличения сечения свай и их длины принять возможно большую, нагрузку на сваю, для того чтобы уменьшить количество свай и тем самым вероятность попадания свай на твердые непробиваемые включения.
Кроме того, целесообразно удалить верхнюю часть насыпи с включениями и подсыпать любым насыпным грунтом, после чего погружать сваи. Если применение забивных свай в этих условиях все же крайне осложняется, то можно применить буронабивные сваи.

Для промышленного корпуса был запроектирован технологический канал длиной 180 м, шириной 3,1 и 4,4 м и глубиной 3 и 5,65 м. При таких габаритах стенки канала попадали на уступы ростверков, утяжеляя их. Вследствие высокого горизонта грунтовых вод пришлось в крайне стесненных условиях предусмотреть строительное водопонижение.
При тщательном обсуждении этого вопроса с технологами и разъяснении им сложности осуществления такого проекта технологи пришли к выводу, что без ущерба технологическому процессу глубина канала может быть уменьшена до 2,8 м, длина до 120 м и ширина до 2,4 м. При уменьшенных габаритах канала оказалось возможным уменьшить количество свай в кустах под колонны, а строительное водопонижение вовсе исключить.

Для крупного цеха технологами была задана нагрузка на пол по всей площади цеха 10 тм2. Так как площадка с поверхности была представлена слоем торфа мощностью 3—5 м, а фундаменты под колонны проектировались свайными, то проектировщики приняли конструкцию пола из железобетона, опирающуюся на сравнительно частую сетку свай. При совместном рассмотрении этого вопроса с технологами оказалось, что нагрузка на пол может быть снижена до 3 тм2. Кроме того, эта нагрузка будет не на всей площади цеха, а только на половине, и то на отдельных участках. Таким образом, количество свай сократилось более чем в 3 раза.

Трехпролетный вагоносборочный цех с пролетами по 18 м и краном 30 т построен на деревянных сваях длиной 7 м. Нижние концы свай были оставлены в слое торфа, мощность которого под нижними концами свай составляет 3 ж. В результате наблюдались настолько большие общие и неравномерные осадки, что подкрановые пути уже были отрихтованы по высоте на 15,5 см и здание продолжало оседать и деформироваться.
Рядом с этим цехом построен одноэтажный гараж на железобетонных сваях длиной 16 м при мощности торфяно-илистых отложений 9 м.

Таким образом, в первом случае сваи приняты слишком короткие (7 м вместо 12 м) и, по-видимому, следовало бы предусмотреть железобетонные сваи, а не деревянные, а во втором случае слишком длинные (11—12 м вместо 16 м).

Счетчик