Эти сваи являются разновидностью набивных свай Страуса. Появление в 30-х годах пневмонабивных свай вызвано стремлением исключить образование разрывов и шеек бетонного ствола и другие недостатки, имеющиеся в сваях Страуса.

Пневмонабивные сваи.

их отличие от обычных свай Страуса состоит в том, что бетон подается в скважину через специальный шлюз, находящийся под давлением сжатого воздуха, прессующего бетон. По идее эта технология изготовления должна надежно обеспечивать сплошность и плотность бетонного ствола, но ввиду неудобства заполнения скважины через шлюз малыми порциями бетона и длительности производства работ пневмонабивные сваи распространения не получили.

Сваи типа Франки. Сваи Франки могут быть отнесены к забивным сваям с точки зрения несущей способности и к набивным с точки зрения метода их изготовления. Для изготовления этих свай имеется много разновидностей копров. В тресте Гидроспецфундаментстрой используется польский копер KPF.

Полноповоротный копер KPF для изготовления свай типа Франки смонтирован на платформе, передвигающейся по рельсовому пути. В рабочем положении копер дополнительно опирается на аутригеры. Высота стрелы копра 15,7 м, максимальный угол наклона стрелы. Стальная инвентарная труба внутренним диаметром 508 мм, длиной 12,5 м, весом 4 т погружается в грунт молотом весом 3 т с механическим приводом. Молот приводится в действие дизель-электрической лебедкой грузоподъемностью 3 г. При максимальной высоте подъема 5 м молот совершает 8 ударов в 1 мин. Силовой установкой копра служит дизельный двигатель мощностью 150 л. с. при 1500 обIмин. Для извлечения обсадной трубы используют лебедку грузоподъемностью 30 т. Для получения свай большой длины труба наращивается.
Изготовляют сваи следующим образом. Копер устанавливается так, чтобы ось инвентарной обсадной трубы совпала с проектной осью сваи. После этого труба опускается на грунт и в нее засыпается около 200 л жесткого бетона, образующего пробку. При подъеме и опускании трубы бетонная пробка погружается вместе с трубой. Для погружения трубы молот сначала поднимается на высоту не более 1 м, по мере погружения трубы в грунт высота подъема молота увеличивается до 4—5 м к концу погружения. После погружения трубы до проектной отметки в нее опускают 0,5 м3 бетона. Ударами молота бетон вытесняется из трубы и образует уширенную пяту. Затем труба загружается бетонной смесью отдельными порциями для образования ствола высотой 1 м. Засыпаемые порции бетона уплотняются ударами молота по трубе при подъеме ее на высоту 0,4—0,6 м. При этом верх бетона в трубе должен быть выше низа обсадной трубы на 0,2- -0,4 м.
Обслуживание копра, а также приготовление бетона в бет и. номешалке, установленной вблизи него, осуществляется бригадой рабочих из 6 человек. По данным польской практики, сменная производительность копра при изготовлении свай типа Франки не превышет 2,5—3 свай длиной 10—12 м.
Технология изготовления свай позволяет считать, что при опытном обслуживающем персонале требуемое качество бетонного ствола (сплошность) может быть обеспечено.
Нагрузку на сваю в зависимости от грунтов, залегающих под пятой сваи, можно допустить до 160—200 г.
Необходимо отметить следующие основные особенности изготовления свай типа Франки.
1. Заполнение инвентарной трубы мелкими порциями бетона, объем которых соответствует 1 пог. м трубы, вызывает необходимость установки вблизи копра бетономешалки емкостью 100 л. При такой технологии трудно осуществлять контроль качества, и возникают особые осложнения при изготовлении свай при отрицательных температурах.
2. По существующей технологии некоторые процессы выполняются вручную, в связи с чем привлекается бригада рабочих из 6 человек, что ведет к снижению производительности.
3. Сваи типа Франки, изготовляемые с помощью копров KPF, широко применяются в Польше, Румынии и других странах. Как нам кажется, широкое использование этих свай в указанных странах в основном обусловлено планированием сравнительно малого объема свайных работ. В таких случаях нет смысла строить централизованные заводы железобетонных изделий по изготовлению свай различной длины и сечения и транспортировать их к строительным площадкам. Другой особенностью являются климатические условия этих стран, в которых в течение года преобладают дни с положительной температурой.

В РОССИИ свайные фундаменты применяются во многих городах. Общее количество свай достигает нескольких миллионов штук, из них подавляющее большинство сваи, изготовляемые на централизованных заводах железобетонных изделий, транспортируемые на строительные площадки и погружаемые забивкой. При таком количестве свай невозможно в массовом масштабе применять набивные сваи, приготовляя бетон непосредственно на строительной площадке, тем болев, что значительное количество свай приходится погружать при отрицательной температуре.
Таким образом, учитывая изложенные соображения, можно отметить, что сваи типа Франки могут найти применение на отдельных объектах, находящихся вдали от заводов железобетонных изделий, выпускающих забивные сваи. По сравнению с другими набивными сваями преимущество этих свай заключается в их высокой несущей способности на 1 м3 бетона за счет образования уширения у основания сваи с уплотнением грунта и высокого трения грунта по ее боковой поверхности.

Счетчик