Дорога, являясь инженерным сооружением, призвана обеспечить, быстрый и удобный проезд автомобильного транспорта.

Проектирование автодорог.   Дороги общего пользования

Автомобильные дороги по своему назначению и характеру движения транспорта подразделяются на дороги общего пользования и специального назначения.
Дороги общего пользования предназначены для всех видов автомобильных перевозок между экономическими районами, городами и отдельными пунктами. К ним от носятся, например, дороги Москва-Симферополь, Киев-Харьков-Ростов, Ростов-Тбилиси, Ош-Хорог, Ленинград-Таллин и др. Дороги специального назначения предназначены преимущественно для какого-либо одного вида перевозок, например для перевозок руды из рудника на комбинат, леса, строительных деталей с за вода на объект строительства и пр.
Показателями транспортной работы автомобильных дорог общего пользования являются грузооборот, измеряемый в тонна-километрах, а также интенсивность движения автомобилей, т. е. количество автомобилей, которое будет обращаться в сутки на дороге спустя 10 лет после ввода ее в эксплуатацию. Этот признак положен в основу принятой классификации дорог обще го пользования.
По этой классификации дороги разделяют на пять технических категорий в зависимости от интенсивности и расчетной скорости движения автомобилей. Показаны поперечные разрезы дорог различных технических категорий.
Следует обратить внимание на то, что приведенная здесь расчетная скорость движения - это скорость, при которой обеспечивается полная безопасность движения автомобиля по дороге.
Запомним, что интенсивность движения автомобилей-основная техническая характеристика дороги, в соответствии с которой проектировщики назначают конструкцию земляного полотна, проезжей части и искусственных сооружений, съезды, переезды, линейные здания и т. д., а в конечном итоге определяют и стоимость строительства дороги.

Поэтому с определения интенсивности движения по существу начинается проектирование любой дороги.
Рассматривая вопрос о скорости движения автомобилей по дороге, следует иметь в виду, что с точки зрения затрат на эксплуатацию наиболее выгодно двигаться не с расчетной скоростью, а со скоростью менее расчетной Так, например, на двухполосной проезжей части при хорошем состоянии покрытия наименьшая стоимость эксплуатации автомобиля будет при скорости о2 км/час Достаточно скорость удвоить, т. е. довести ее до 100 км, как расход топлива увеличится почти в 2 раза, износ резины в 4 раза, расход смазочных материалов более чем в 3 раза. Это происходит из-за резкого увеличения всех сил, противодействующих движению автомобиля, о которых мы уже упоминали.
Наиболее выгодной скоростью движения автомобиля по дороге будет такая, при которой расходы на эксплуатацию автомобиля окажутся наиболее оптимальными (т. е. обоснованными) и по дороге сможет проехать максимальное количество автомобилей.
На первый взгляд кажется, что, чем быстрее будут двигаться автомобили, тем больше их проедет по дороге. На самом деле это не так.
Между легковым автомобилем, двигающимся со скоростью 32 км/час, и впереди идущим автомобилем должен быть интервал не менее 18,3 м. Если впереди идущий автомобиль вдруг остановится, нужно не менее 18,3 м, чтобы остановить и наш автомобиль. Это расстояние называется тормозным путем. Если двигаться со скоростью 64 км/час, то тормозной путь уже потребуется в 32 м, а при скорости движения в 100 км/час этот путь должен быть не менее 60 м. Если это непременное условие движения автомобиля изобразить на графике (рис. 9), то получится, что максимальная пропускная способность, например, легкового транспорта по двухполосной дороге будет при скорости движения в интервале 48-64 км/час. Дальнейшее повышение скоростей движения приводит к снижению пропускной способности дороги.

Счетчик