На подъеме к силам сопротивления качению, противодействующим движению автомобиля, добавляется сила тяжести автомобиля, которую нужно преодолеть. Работа по подъему автомобиля равна произведению его веса В на высоту подъема Я. Чтобы автомобиль мог двигаться на подъем, тяговая сила должна быть не меньше силы сопротивления качению и силы сопротивления подъему Т вместе взятых.

Проектирование автодорог. Силы сопротивления подъему.

Таким образом, при проектировании дороги одной из серьезных задач является устройство ее без Крутых подъемов. О влиянии подъемов на скорость движения автомобиля говорят следующие данные: автомобиль ГАЗ-51 с полной нагрузкой имеет вес 5350 кг. На преодоление подъема в 4°, что составляет 6,8 м на 100 м пути, этому автомобилю потребуется затратить силу в 374 кг, а на преодоление подъема в 8°, что составляет 13,6 м на 100 м пути, потребуется сила в 930 кг, при этом скорость движения будет не более 7 км/час.

Центробежная сила.
Как только автомобиль выезжает на закругление дороги, т. е. на кривую, на него начинает действовать центробежная сила. Каждый чувствует ее, особенно при резком повороте автомобиля. Центробежная сила стремится сдвинуть автомобиль или опрокинуть его на внешнюю сторону кривой. Величина этой силы зависит от веса, скорости движения автомобиля и крутизны поворота.
Центробежная сила имеет настолько большое значение, что при радиусе закругления дороги в плане, разном 50 м, и при скорости движения грузового автомобиля примерно 60 км/час опрокидывание автомобиля почти неизбежно. Для того чтобы уменьшить вредное действие центробежной силы, надо радиусы закруглений на дорогах делать очень большими - 1000 м, а поверхности дороги придавать поперечный уклон до 15-20% к центру закругления, т. е. устраивать вираж.
При проектировании дорог для обеспечения устойчивости автомобиля При движении по кривой предусматривают виражи или плавные кривые, на которых действие центробежной силы менее значительно.


Сопротивление воздуха.

Автомобиль при движении испытывает давление воздуха на переднюю, т. е. лобовую, часть кузова, трение воздуха о боковую поверхность, завихрения воздушных струй за автомобилем, около колес и под кузовом. Чтобы уменьшить сопротивление воздушной среды, кузов автомобиля, особенно легкового или гоночного, делают обтекаемым и по возможности низким.
На преодоление сопротивления воздуха расходуется значительная часть мощности двигателя автомобиля, резко возрастающая с повышением скорости. При больших скоростях сопротивление воздуха начинает играть главную роль, и на преодоление этой силы затрачивается около половины мощности двигателя.
Шофер должен видеть впереди себя дорогу на таком расстоянии, чтобы, заметив препятствие, успеть заранее затормозить автомобиль или объехать это препятствие. Видимость впереди движущегося автомобиля может ограничиваться на поворотах откосами выемок, лесом, кустарником, строениями, а также крутыми переломами дороги от подъема к спуску или наоборот.
При проектировании дороги, в целях обеспечения безопасности движения необходимо разработать мероприятия, обеспечивающие нормальную видимость на дороге для всех проезжающих автомобилей.
Мы выяснили условия, которые необходимо соблюдать при проектировании дороги для обеспечения скоростного и безопасного движения автомобилей.
Эти условия следующие:
1) дорога должна быть максимально прямой в плане;
2) при проектировании дорог нужно избегать крутых подъемов и спусков;
3) дорожная одежда должна быть ровной и прочной;
4) конструкция дороги должна обеспечивать расчетную скорость и безопасность движения автомобилей.

Счетчик