На основе разработанного сортамента укрупненных блоков в 1955 году был запроектирован жилой район из крупноблочных зданий для завода полиграфических машин в городе Щербакове, с жилой площадью около 100 тысяч м2. В основу проектов были положены типовые секции серии № 2 «Ленпроекта» для кирпичных зданий. Первоочередным объектом явился здесь 82-квартирный дом.

Метод изготовления блоков

При формировании его фасада применены два типа последовательно чередующихся блоков длиной 3,40 м и 3,60 м. Разная их длина зрительно на фасаде совершенно не воспринимается. Ритм окон на всем протяжении дома постоянный, определяющийся расстоянием между осями окон 3,50 м.
На заводе были запроектированы и изготовлены чугунные строганые формы для блоков. Заданная точность форм + 2 мм от теоретических проектных размеров. Пробные отливки самого крупного блока Н-6, длиной 3,60 м и высотой 3,30 м, обеспечили точность его линейных размеров в натуре в пределах + 1 мм.

Фактический вес шлакобетонного блока 5080 кг. Усилие крана при отрыве блока от чугунного строганого поддона оказалось равным 5180 кг, т. е. не превышает 102%, при допустимой правилами перегрузке крана до 10%.
В этой же конструктивной системе запроектирован «Ленпроектом» (арх. А. В. Васильев и инж. 3. В. Каплунов) экспериментальный пятиэтажный крупнопанельный дом на Щемиловке в Ленинграде, который осуществлен летом 1955 года. В этом здании крупные блоки были облицованы полированными плитами естественного гипсового камня, по своему внешнему виду похожего на естественный мрамор с брекчиевидной структурой. Облицовка устанавливалась при изготовлении фасадных блоков на заводе.

Приведенный пример убедительно свидетельствует о том, насколько широк круг самых разнообразных предметов, которых непосредственно касается проблема художественного качества. Со временем все больше будет стираться грань между художественной промышленностью и промышленностью вообще.
Приставка «художественная» постепенно отпадет, как сама собой разумеющаяся, - она просто будет признаком высокого качества изделия. В наш современный быт уже входят сложные машины и технические приборы - кухонный комбайн, стиральная машина, электрогладилка, холодильник, радиоприемник, телевизор и др. Они становятся рядовыми, обычными предметами обстановки жилья, почти такими же, как предметы мебели. И тем самым они закономерно обретают черты мебели со всеми ее художественными особенностями.
Назначение такого рода предметов бытового обихода, их целесообразность накладывает отпечаток на художественный облик и определяет средства его выражения. Оправданный современный облик промышленного изделия возникает как следствие единства функциональных, технико-экономических и художественных его свойств. Некритическое применение различных, а тем более плохих, старых форм к новому содержанию не создаст необходимого единства современной формы и содержания.
Чтобы удовлетворить огромную потребность в высококачественных изделиях бытового обихода, чтобы сделать их доступными и выпускать разнообразными по форме и отделке, чтобы внешний их вид отвечал растущим запросам советских людей, художники и архитекторы должны идти в ногу с развитием науки и техники, в ногу с требованиями времени.

Счетчик