Успешное решение градостроительных задач и самая возможность осуществления индустриальных методов определяются, однако, не только правильным размещением строительства. Не менее важное значение имеют приемы планировки и выбор методов застройки собственно кварталов.

Строительство поточным методом

Именно в этом заложены основы наилучшего удовлетворения культурно-бытовых запросов населения, а также формирования архитектурного облика города и, одновременно, организации строительства поточными методами.

Итак, установление жесткого продольного шага при проектировании неизбежно влечет за собой в ряде случаев нерациональное, идущее вразрез с нормами, увеличение жилой площади квартир. Это не только формально нарушает принятые нормы, но и представляет серьезный недостаток квартир с точки зрения удобств для живущих. Естественно, что семья из 4 человек, имеющая право на 4 X 9 м2 = 36 м2 жилой площади, предпочтет иметь трехкомнатную квартиру с двумя спальными комнатами и одной комнатой дневного пребывания, чем двухкомнатную квартиру той же площади только с двумя спальными комнатами.
Для секции длиной 17,0 м, как видно из таблицы, возможны лишь две комбинации квартир: 1) три двухкомнатных, 2) одна однокомнатная, одна двухкомнатная и одна трехкомнатная, причем с неудовлетворительными технико-экономическими показателями. Все остальные варианты практически неосуществимы, так как требуют больше 10 окон.
В таблице приведены теоретически возможные комбинации квартир. При проектировании ряд вариантов не сможет получить реального осуществления, так как не все математически возможные сочетания возможны архитектурно. Данные таблицы говорят о том, что из теоретически возможных комбинаций остается очень ограниченное число, которое необходимо проверить в реальных планировочных решениях. При этом следует иметь в виду, что такие сочетания квартир в рядовых секциях, которые относятся к числу теоретически возможных вариаций - по существу тоже нерациональны.


Что обусловливает возможность возведения жилых комплексов поточными методами? Прежде всего, соответствующее решение генерального плана города и, в частности, принципы концентрированного размещения строительства.
Как показывает практика, только при концентрации строительства в определенных городских районах и при осуществлении его внутри этих районов целыми кварталами могут быть обеспечены необходимые условия для своевременной инженерной подготовки и оборудования территорий застройки. Без этого не может быть индустриального строительства и организации потока на строительной площадке. Однако это важное требование зачастую игнорируется. «Распыление» объектов по городу приводит к «штучному», полукустарному возведению отдельных домов, непроизводительным затратам на инженерное оборудование и освоение территорий, оставляет на долгие годы незавершенной застройку новых жилых кварталов, улиц и районов.
В Ленинграде, где новое жилищное строительство, в основном, сконцентрировано в нескольких районах, относительно наибольший эффект достигался тогда, когда оно не распылялось, а сосредоточивалось в определенных кварталах. Сравнительно высокие темпы работ были достигнуты, например, при возведении крупноблочных домов в 13-м квартале на Московском проспекте, а также корпусов № 16, 17, 18 в Щемиловке, № 9 и № 12 в 6-м квартале Автова и др. Еще более высоких темпов достигли московские строители при застройке крупных жилых массивов в районе Ново-Песчаных улиц, в Измайлове, в юго-западном районе и др. Здесь применение поточно-скоростных методов при концентрированном, хорошо организованном строительстве позволило возводить крупные пяти- и семиэтажные жилые дома, включая отделочные работы, за 5-7 месяцев.


Задуманное как композиционный центр юго-западного района столицы, здание удалено от крутого склона берега реки Москвы вглубь территории. Очертания рельефа местности и садов вливаются в силуэтную и объемную композицию, что создает постепенный переход от ансамбля к природе.
Мы стремились достигнуть того, чтобы композиция развивалась так же естественно и просто, как развивается природа, когда невысокие холмы постепенно переходят в горы, завершающиеся вершиной, и все соединено вместе в одну общую гармонию.
Процесс создания ансамбля университета, весь ход развития творческого замысла отражены в большом количестве предварительных эскизов и рисунков, относящихся к различным этапам проектирования. В них от решения здания как изолированного высотного объема мы постепенно перешли к другой трактовке, стремясь к тому, чтобы оно не подавляло человека и природу, а образовывало с ней одно гармоничное целое. Эта мысль получила отражение в ряде эскизов силуэта и в системе поэтажных горизонтальных членений.
Исключительное значение в создании архитектурного образа МГУ принадлежит скульптуре. Прежде всего, мы хотели достигнуть действительного синтеза (не сочетания, а полного слияния) искусств, работающих на одну цель и подчиненных единому замыслу архитектора, с тем, чтобы создать такое произведение, которое соотношением частей и их пропорциональностью производило бы впечатление большей или меньшей напряженности. Для этого архитектор привлекает многие средства, и в том числе пластику, скульптуру.
Подчиненная общему идейному и композиционному замыслу сооружения или всего ансамбля, скульптура должна быть теснейшим образом связана с архитектоникой здания. Чем глубже архитектурная переработка скульптурной темы, тем более цельным будет само сооружение.

Счетчик