Следующим этапом работы архитектора А. С. Никольский считал превращение общей главной идеи в идею архитектурную, в некую композицию, выраженную уже в объеме, которую, однако, еще нельзя назвать подлинным архитектурным произведением.
Так, создав объемную композицию библиотеки имени В. И. Ленина, Никольский писал: «Я бы очень хотел архитектурно закончить эту идею . и показать, как это было бы красиво и как бы это увязалось с домом Пашкова». Значит, завершающим этапом творческого процесса он считал превращение архитектурной идеи, схематично выраженной в объеме, в архитектурное произведение.

Творческий процесс проектирования

Большая часть работ А. С. Никольского не была доведена им до состояния «архитектурного произведения» и осталась только «архитектурной идеей». Но проекты осуществленного в натуре стадиона имени С. М. Кирова и физкультурного сектора Центрального парка культуры и отдыха он довел до завершающего этапа - «архитектурного произведения».
Было бы неправильно утверждать, что изложенный процесс архитектурного мышления присущ только А. С. Никольскому. Но именно он, и, возможно, только он систематизировал этот процесс, образно охарактеризовав каждый из его этапов; он даже составил графическую запись своих мыслей при решении спортивной станции на Крестовском острове. Однако далеко не весь творческий процесс подверг он подобному «расщеплению», остановившись на этапе «нахождения художественного образа». «...Но вот расставить дальнейшие вехи в процесс творчества, - писал он, - не столь затруднительно, сколь неверно и бесполезно, ибо пути творчества разнообразны и извилисты….»
У каждого мастера свой творческий путь. А. С. Никольский большую часть своей профессиональной деятельности посвятил архитектурному эксперименту. Экспериментальное же проектирование обладает своими особенностями: оно, обычно, решает не все задачи сразу, а расчленяет их на ряд составных элементов, выхватывая из всего сложного комплекса вопросов только те, которые в данный момент интересуют экспериментатора. Проекты одноэтажной школы, библиотеки имени В. И. Ленина, театра имени МОСПС - это все экспериментальные работы А. С. Никольского, в которых он искал ответ на совершенно определенные, частные вопросы.


Техника производства, реальные возможности, материал, технология, указания строителей побуждали меня иногда менять ранее принятые решения, пересматривать их.
Например, хорошо проработанные профили цоколей монумента, которые во многих чертежах были изображены, как будто, очень складно, на месте, уже в процессе строительства были пересмотрены. Профили эти, тонко прорисованные, сложные по рисунку, оказались неуместными, слабыми как раз из-за этой утонченности. Не колеблясь, я их упростил, обобщил, отчего они стали более выразительными, отвечающими своему назначению.
Строительство монумента было оснащено некоторыми механизмами. Особенно ценны были два камнерезных станка, которые прекрасно обрабатывали поверхность камней, шлифуя их до идеально ровной плоскости. Первоначально задуманная высота ряда камней была 50 см (как оптимальная при механической обработке), а для парапета террасы нужны были плиты шириной в 60 см. Этот размер оказался велик для машины, вручную же не хотелось тесать, так как резко ухудшалась бы фактура камня. Чтобы применить камень машинной обработки, я уменьшил ширину плиты парапета, разбив его на две части. В итоге образовалась каменная скамья со спинкой. Таким образом удалось не только разрешить возникшее противоречие, но и получить новое архитектурное качество. Взамен глухого парапета появилась более интересная в своем решении каменная скамья с орнаментированной спинкой. Терраса обогатилась и функционально и пространственно. Это не значит, что отступления от проектов в процессе строительства следует поощрять. В данном случае изменения в монументе не имели бы места, если бы во время проектирования я более тщательно и продуманно обосновал первоначальный замысел.

Счетчик