Процесс творческой работы очень сложен, еще большую трудность представляет анализ собственной творческой практики. Это, в частности, относится и к архитектуре, в которой изобразительное искусство, художественные формы непосредственно связаны с внутренним содержанием здания, имеющим определенное функциональное назначение, и зависят в первую очередь от уровня развития строительной техники и конструкций.

Подход архитектора к решению задач

Подход архитектора к решению задач, поставленных жизнью, определяет то, насколько архитектура служит народу, оказывает ему помощь в строительстве новой жизни, в воспитании коммунистической идеологии и повышении уровня художественной культуры.
Неоднократные указания Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам строительства и архитектуры направлены на всемерное приближение архитектуры к требованиям жизни, с целью наиболее полного удовлетворения растущих запросов народа. Архитекторы Армении, как и всего Советского Союза, стремятся преодолеть серьезные ошибки, вскрытые в нашей архитектурной практике. Невнимание к внутренней организации и благоустройству кварталов, к удобству зданий, чрезмерная монументализация и некритическое перенесение в архитектуру современных зданий форм и деталей прошлого - все это противоречит целям и задачам советской архитектуры, требованиям экономики, типизации и индустриализации строительства.
Советские люди хотят иметь хорошее жилье, удобное, светлое, рациональное в плане, приспособленное к природным особенностям, климатическим и другим местным условиям, жизнерадостное, на что постоянно направляют работу архитекторов партия и правительство.


Применяемые, например, на не которых участках жилой застройки во Львове приемы благоустройства и озеленения территории в виде открытых газонов с небольшими группами деревьев, размещение детских площадок и площадок отдыха на открытых иисолируемых участках, а также специальное вертикальное озеленение стен позволяют снизить влажность воздуха на территории и в помещениях.
Большое влияние на планировочную структуру жилых районов оказывает использование существующих зеленых насаждений. Способ включения их в структуру жилого района зависит от их расположения по отношению к району. Существующий зеленый массив, например, может выполнять функцию районного сада и находиться либо на периферии жилого района (проект жилого района у железнодорожной станции Сихов во Львове, массив Воскресенской Слободки в Киеве) либо внутри его территории, образуя ядро композиции (жилой массив Отрадный в Киеве). Если жилой район формируется непосредственно на территории зеленого (лесного) массива, то лес органически включается во внутреннее пространство района, образуя сад жилого района и отдельные небольшие группы в интерьере жилой зоны (жилые районы Лесной и Севернее Броварского шоссе в Киеве).
Водные пространства являются также основным элементом архитектурной композиции жилых районов. Интересен в этом отношении проект жилого района у Крэсовского водохранилища в Кривом Роге, где водное пространство явилось основой его композиции. Подковообразная форма водоема определила конфигурацию и размещение жилого района, направление улиц и магистралей, расположение и застройку групп жилых домов, раскрытых внутренним пространством в сторону водоема. В намеченной композиции застройки центра жилого района также предусматривается органическое сочетание с водным пространством. Залив и канал, окружающие Русановский жилой массив в Киеве, определили структуру и характер застройки этого района с его центрической, кольцевой композицией. В центре района - детские учреждения и школы; внешнее кольцо, вынесенное к воде, образует жилая застройка.

Удалось ли А. С. Никольскому решить задачу, которую он сам считал главной для советского архитектора, - создать новый «архитектурный организм», отвечающий новому содержанию и новым формам общественной жизни? Сам автор отвечал на этот вопрос утвердительно: «Я сумел на архитектурном языке выразить современность.
Я родил новое, современное и живое, и это дает мне высшее, какое только может быть, удовлетворение. И когда мне говорят, что на стадионе у меня детали страдают - это меньше беспокоит меня... для меня главное это то, что в стадионе бьется пульс жизни, пульс современности». И с этим нельзя не согласиться. Несмотря на то, что А. С. Никольский не сумел достаточно последовательно осуществить свой принцип отказа от старых архитектурных форм, и в стадионе имеется, в ряде случаев, несоответствие между декоративными «украшениями» и конструкцией (особенно в интерьерах физкультурных павильонов), архитектура стадиона в целом, так же как и художественный образ, данный в проекте парка культуры и отдыха, созвучны нашему времени и ярко отражают новые черты нашей жизни.
Современность этих произведений достигается путем непосредственного выражения идейного замысла в самой их архитектурной сущности. Уже в выборе места для стадиона - в приближении его к морю и зеленым массивам - отражена руководящая для советского общества идея заботы о человеке. При этом дальновидно предусмотрена возможность дальнейшего развития транспорта, при котором отдаленность стадиона от города будет с каждым годом иметь все меньшее значение, а преимущества расположения сохранятся.

Счетчик