В их состав входят центры таких городов, как Киев (использование левобережных территорий), Харьков (освоение новой части в районе площади Дзержинского, берегов рек и склонов Клочковской улицы), Львов (использование прилегающих к сложившемуся центру новых территорий), Одесса, (реконструкция прилегающей к сложившемуся центру застройки и освоение новой территории, связывающей центр с морем).

Схемы архитектурно-планировочного построения

Рассматривается также Днепропетровск (реконструкция прилегающей к центру застройки и использование намывных территорий), Донецк (реконструкция застроенной и освоение новой территории у берегов водоемов и в направлении Макеевки); на новых, свободных от застройки территориях. К их числу относятся центры городов Запорожья, Горловки и новая часть центра Кривого Рога.
Реконструкция сложившихся частей общегородских центров требует обновления существующей застройки, сетей инженерного оборудования и элементов благоустройства, упорядочение транспортной системы и магистралей, выявления и учета возможного преобразования внешнего облика города и др. Освоение новых территорий позволяет более свободно решать архитектурно-планировочные вопросы.
К основным факторам, влияющим на формирование общегородских центров крупных городов, относятся: социально-экономические условия развития центра; народнохозяйственное и административное значение города, его величина и перспектива развития; значение города, как центра формирующейся групповой системы населенных мест; природные условия; историко-архитектурное значение (наличие памятников архитектуры); направление территориального развития города, сложившаяся планировочная структура и условия формирования центра (реконструкция, новая застройка).


При больших размерах жилого района возникает необходимость ограничения его территории несколькими транспортными магистралями, а иногда и пересечения ее магистралями районного значения. При отсутствии защитных зеленых полос со стороны магистралей такое решение не обеспечивает в полной мере изоляцию квартир, прилегающих к магистралям жилых домов, от шума транспорта, отхода автомобильных газов и вибрации зданий, вызываемых движением тяжелых машин.
Пересечение реконструируемых жилых районов городской магистралью является обычно следствием сложившейся основной дорожной сети. В этих случаях для создания благоприятных санитарно-гигиенических условий и безопасности передвижения необходимы организация защитных зеленых зон, разделение транспортного и пешеходного движения и организация их в разных уровнях. Такое, например, решение в виде организации подземных переходов осуществлено на Крещатике, а также предусматривается в проектах жилых районов Киева, Харькова и других городов в местах пересечения магистралей при подходе к общественным центрам.
Местная дорожная сеть жилых районов складывается из жилых улиц, проездов местного движения и пешеходных дорог. Она строится по принципу обеспечения удобного подъезда автотранспорта к жилым домам и учреждениям культурно-бытового обслуживания, исключения транзитного движения автотранспорта, а также создания оптимальных условий для пешеходного движения. Внутренние проезды рассчитаны только на движение транспорта, обслуживающего население данных микрорайонов, их назначение - обеспечить удобную связь магистральных и жилых улиц с группами жилых домов, подъезды к участкам школ, детских садов-яслей, учреждениям обслуживания и другим сооружениям.

Счетчик