В студенческих проектах есть и недостатки не всегда достигается цельность и уравновешенность пространственной композиции, а также лаконичность архитектурного образа, но тем не менее им нельзя отказать в интересном подходе к разработке темы и творческом поиске гармоничной архитектурно-пространственной среды высшего учебного заведения.

Архитектурный образ

Обеспечение безопасного доступа к осветительным установкам для замены ламп, чистки и ремонта светильников в лекционных аудиториях, в которых, как правило, высота от уровня пола до встроенных светильников превышает 5 м, связано со значительными трудностями. В инструкции по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства (ВСН 19-74, п. 2.63) указано, что в проектах должны быть предусмотрены соответствующие технические средства для безопасного и удобного обслуживания светильников, устанавливаемых на высоте от уровня пола более 5 м. Применение стремянок и приставных лестниц для обслуживания таких светильников запрещается.


Удобным способом доступа к осветительным установкам является устройство стационарных стальных мостиков, к перилам которых на поворотных кронштейнах укрепляют светильники. Однако этот способ имеет ряд недостатков, которые ограничивают (а в отдельных случаях и не позволяют) его применение: большой расход дефицитной стали; при отсутствии межфирменного пространства (что характерно для лекционных аудиторий, перекрытых 12-метровыми плитами) устройство стационарных мостиков связано с увеличением высоты помещения, а это приводит к увеличению строительного объема здания и стоимости строительства.

К последним относятся площадки, которые могут быть преобразованы для целей отдыха с высоким уровнем стояния грунтовых вод, затапливаемые паводком, заболоченные, с уклоном поверхности более 20%, или требующие восстановления нарушенной структуры поверхности овраги, отвалы пустых пород, карьеры выработки инертных.
При разработке генерального плана нового города данная схема будет определять использование участков с лучшими природными условиями для размещения функциональных зон отдыха и создания комплексной системы озеленения.
На стадии разработки генерального плана нового города решаются три основных вопроса: размещение учреждений культурно-бытового обслуживания отдельная схема; построение системы общественных центров городов в общей планировочной структуре; планировка центра городского значения основа архитектурно-планировочной композиции.
Изучение проектов и объектов, осуществленных в натуре, показывает, что нередко общие положения организации ступенчатой системы обслуживания при составлении проектов городов применяются без достаточного учета специфики городов, требований экономики и рационального укрупнения общественных зданий и сооружений.
При проектировании системы общественного обслуживания города рекомендуется исходить из деления учреждений и устройств на пять основных категорий, включающих наиболее тесно взаимосвязанные виды учреждений.
Одновременно необходимо учитывать целесообразность создания в отдельных городах, входящих в систему расселения и не обязательно наиболее крупных по величине, Специализированных центров - лечебных, учебных, спортивных, отдыха и др., обслуживающих группу населенных мест. Состав и вместимость учреждений межгородского значения и требования к их размещению определяются при разработке проектов районной планировки исходя из характера расселения групповое, централизованное, линейное и др., величины городов и характера их градообразующей базы.

Счетчик