В настоящее время все чаще принимаются решения развивать материально-техническую базу действующего вуза на существующем участке за счет сноса ветхих собственных строений и близлежащей малоценной городской застройки. Такой путь сопряжен с большими трудностями и в проектировании, и в строительстве.

Поиски комплексных решений в строительстве

Сложная проблема проектирования новых учебных зданий - создание комплексности застройки, т. е. включение нового объема не только в вузовский ансамбль, но и в архитектурно-планировочную структуру города. Решение этой проблемы затрагивает вопросы не только сомасштабности и планировочной увязки новых и старых построек, но и отделки фасадов - преемственности, однородности и увязки облицовочных материалов.
Развитие вуза процесс довольно длительный. Часто проекты его расширения в разное время разрабатывают различные авторы, поэтому возникают определенные противоречия между авторским стремлением к выражению индивидуальности проекта и вынужденной подчиненностью создавшемуся положению.

К строительным проблемам относятся: организация строительства; подсоединение здания к городским инженерным коммуникациям; подвозка строительных материалов и их складирование; обеспечение стройплощадки строительной техникой; приспособление современной промышленной базы стройизделий для изготовления нужного количества нетиповых элементов, необходимых для увязки архитектуры новых строительных объемов со старыми. От правильного решения этих вопросов зависит качество строительства.
К особым проблемам градостроительного значения относятся проблемы, связанные с учетом находящихся неподалеку от строительной площадки памятников архитектуры, а также с расширением прилегающих к участку улиц, предусмотренным генеральным планом города. Охранные зоны, корректировка красных линий создают немало трудностей, которые часто соподчиняют функциональную задачу градостроительным требованиям.
Таким образом, специфической чертой процесса проектирования становится его концептуальность, т.е. представление описания в терминах той или иной концепции, теоретической схемы, модели. При этом такая схема должна фиксировать целостность, в рамках которой ведется рассмотрение.
Заметим, что развиваемые здесь представления о концептуальности и целостности описаний выработаны математической логикой уже несколько десятилетий назад, но только в течение последнего десятилетия эти представления начали проникать в области, связанные с разработкой и исследованием сложных систем.
Каковы же источники формирования теоретических схем, моделей или концепций? С одной стороны, это сама организация как объект рассмотрения, исследования и совершенствования, с другой -существующие представления об интересующих нас «организационных явлениях», выработанные современной наукой. Использование этих источников состоит в том, что, с одной стороны, утилизируются (используются для «сегодняшних» целей) научные, теоретические достижения и результаты, а с другой- возникающие теоретические проблемы формулируются на специальном языке той или иной научной области.
Итак, мы видим, что такие общесистемные свойства процесса проектирования, как нормативность, перманентность, концептуальность, целостность, способность утилизировать существующие теории ,-взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Обычно та или иная автоматизированная система, в частности АСП, ориентирована на одну единственную структуру процесса проектирования, правда, способную, быть может, несколько модифицироваться. Это происходит из-за того, что проектируются системы одного класса, как правило, характеризующиеся одной и той же функциональной структурой. Но при концептуальном проектировании нельзя ориентироваться на один класс проектируемых систем; весь смысл концептуального проектирования как раз и состоит в том, что в процесс проектирования включается разработка концепции (теоретической схемы, модели).

Счетчик