В ряде республик - Азербайджанской, Киргизской, Туркменской и Эстонской - уменьшился ввод в эксплуатацию жилых домов за счет государственных средств. На города и поселки городского типа в 1970-1975 гг. в среднем приходилось 83-85% объема государственного жилищного строительства в стране; в городах его удельный вес составлял около 80%, а на селе - 35-38%.

Значительное превышение объемов жилищного строительства

По данным Ежегодного бюллетеня Европейской жилищной и строительной статистики в большинстве капиталистических стран лишь незначительная часть жилищного строительства ведется за счет государственных средств (в США и Франции - около 1%, ФРГ и Швеции - 2%).
Как и в предыдущие годы, основной объем государственного жилищного строительства (около 85%) осуществляется за счет централизованных средств из государственного бюджета.
Объем жилищного строительства за счет нецентрализованных государственных средств на протяжении 1971 - 1975 гг. оставался примерно на одном уровне (10,8-11,6 млн.м2 общей площади).

В девятой пятилетке построены кооперативные жилые дома общей площадью 32,5 млн.м2. Кооперативное строительство велось главным образом в крупнейших городах страны, например, в 1975 г. в Москве построены дома общей площадью 516 тыс.м, а в Ленинграде - 431 тыс.м2. Ежегодный объем строительства кооперативных домов на селе составлял порядка 80-90 тыс.м2 общей площади в год, из которых основная часть приходилась на Литовскую ССР и РСФСР.
В ряде европейских социалистических стран кооперативному строительству принадлежит значительная роль в улучшении жилищных условий населения. Особенно сильно оно развито в Польше и Чехословакии (35-50% общего объема строительства), чему способствует широкая система социально-экономических льгот членам кооперативов. Размер и характер льгот зависит от материального положения и жилищных условий вступающих в кооперативы, числа детей в семье, профессии и стажа работы на одном предприятии.


Город Днепрорудным возник в связи с организацией крупного промышленного комплекса Запорожского железорудного комбината на базе Белозерского рудного месторождения. Этот район подвержен продолжительным суховеям с пыльными бурями и представляет собой засушливую степь, мало пригодную для размещения населенных пунктов.
Климат здесь континентальный с холодными, ветреными зима- ми и жарким летом. Неблагоприятные природно-климатические условия, наряду с другими факторами, влияющими на выбор территории для строительства нового города, поставили перед проектировщиками сложные проблемы, не имеющие аналогов в градостроительной практике республики.
Окончательный выбор места для строительства нового города определился в результате проработки и анализа четырех вариантов расселения трудящихся комбината. В первом предусматривалось последовательное создание 3 рудничных поселков в непосредственной близости от шахт в неосвоенных степных районах; во втором - строительство укрупненного поселка в районе с. Тимошовка в сложных геологических и транспортных условиях; в третьем - организация поселков в районе сел Добровольное и Петровское в 15 км от рудника; четвертом создание города на свободном побережье Каховского моря в 25 км от рудника.
В последнем варианте выбранная территория находится в хороших природно-климатических условиях, имеет неограниченные возможности для развития города, расположена вблизи от строящихся железной дороги и автомагистрали, связывающих промышленную площадку рудника с Запорожьем. Однако эта территория значительно удалена от рудника.
В результате обследования на месте, всестороннего обсуждения всех вариантов и сравнения их экономических обоснований был принят последний вариант, предусматривающий строительство Днепрорудного на берегу Каховского моря.
Строительство города и эксплуатация транспортных устройств полностью подтвердили обоснованность крупного градостроительного эксперимента.

Счетчик