Недавно были установлены новые единые категории (группы) по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников подрядных строительно-монтажных организаций в зависимости от выполняемых годовых объемов работ, независимо от ведомственной принадлежности организаций.

Строительные показатели

Эти категории в связи с переходом в 1969 г. на новые сметные цены в строительстве были пересчитаны с учетом повышения цен на строительные материалы и тарифов заработной платы работников строительства.
Показатели годовых объемов выполняемых работ для строительно-монтажных трестов и управлений предусматривают четыре категории. При Этом к первой (высшей) категории отнесены тресты с объемом работ свыше 25 млн.руб. в год и к низшей четвертой категории с объемом работ 6,5 9 млн.руб. в год. Для первичных строительно-монтажных организаций (СМУ) к первой категории отнесены организации с годовым объемом работ свыше 5 млн.руб. и к низшей категории с объемом работ 1,2 1,9 млн.руб. в год.
Отнесение строительно-монтажных трестов и управлений к определенной категории предусматривается по следующим показателям: общестроительных трестов и управлений (генподрядчиков) по годовому объему строительно-монтажных работ по генподряду; специализированных трестов и управлений по годовому объему работ, выполняемых собственными силами.

Между тем на некоторых стройках главные диспетчеры включаются в состав производственных или производственно-технических отделов треста и подчиняются непосредственно начальникам этих отделов.
Такая структура диспетчерского управления не может быть признана правильной, поскольку оперативно-распорядительная деятельность главного диспетчера распространяется не только на производственный аппарат управления треста, но и на его снабженческо-хозяйственный персонал, а также на аппарат строительно-монтажных управлений и участков, что несовместимо с нахождением главного диспетчера в составе функционального отдела, каковым является производственно-технический (или производственный) отдел.

С этой точки зрения наиболее правильным решением места диспетчера в организационной структуре управления строительством, как показывает опыт значительного числа строек, является такое ее построение, по которому каждый диспетчер определенного звена управления является заместителем начальника этого звена, с присущими ему по должности правами и обязанностями.
Следовательно, главный диспетчер треста должен являться заместителем главного инженера треста и непосредственно ему подчиняться, не входя в состав какого-либо функционального органа треста. Соответственно старший диспетчер строительно-монтажного управления должен являться заместителем главного инженера управления и находиться в его непосредственном ведении. Точно так же, поскольку на диспетчеров отдельных вспомогательных подразделений и обслуживающих хозяйств (управлений механизации, комплектации, транспорта и др.) возлагается оперативное регулирование и контроль обеспечения производства необходимыми ресурсами, механизмами и транспортными средствами, эти диспетчеры также должны являться заместителями начальников соответствующих подразделений, цехов и хозяйств.

В результате проведенных мероприятий по укрупнению строительно-монтажных организаций, концентрации строительства, объединению и ликвидации мелких организаций общее число подрядных организаций в стране, несмотря на ежегодный рост объемов подрядного строительства, увеличивается незначительно.
Так, с 1960 по 1980 г. при росте объемов строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями по государственному строительству более чем в 3 раза, число трестов и первичных строительно-монтажных организаций увеличилось лишь в 22,5 раза.

Указанное положение характерно для большого числа строительно-монтажных трестов и управлений с незначительным годовым объемом работ. Из приведенных таблиц видно, что в 1980 г. из общего числа строительно-монтажных трестов по стране в целом 21% трестов выполняли годовой объем работ собственными силами всего до 10 млн.руб., из них 7% трестов от 5 до 7,5 млн.руб. до 5 млн.руб. Из общего числа первичных строительных организаций 18% организаций имели в 1980 г. годовой объем работ всего до 1 млн.руб., в том числе 6% организаций лишь до 0,5 млн.руб.
Приведенные выше материалы и данные анализа состояния и развития концентрации строительства и укрупнения строительно-монтажных организаций не претерпели к настоящему времени существенных изменений, что ведет ко все большему возрастанию числа строительных организаций и увеличению количества мелких организаций.

Счетчик