Наряду с созданием и развитием производственных строительно-монтажных объединений, необходимо повысить роль и значение существующих и вновь создаваемых строительно-монтажных трестов как основных звеньев управления строительным производством.

Капитальное строительство

Капитальное строительство в России является одной из немногих отраслей народного хозяйства, где сохранилась и практически действует до настоящего времени система трестирования строительных организаций. При этом в первоначальный период развития строительной индустрии в стране строительно-монтажные тресты были в основном комплексными, выполняя собственными силами и средствами все подготовительные общестроительные и специализированные работы по сооружению промышленных зданий, предприятий, жилых и гражданских объектов, вплоть до пуска их ё эксплуатацию. Значительное повышение выполняемых объемов подрядных работ, развитие индустриализации и специализации строительства, рост техники в строительном производстве привели к тому, что строительно-монтажный трест даже средней мощности имел в своем составе ряд специализированных организаций, промышленные предприятия по производству строительных материалов, деталей и конструкций, собственный значительный автотранспорт, парк строительных машин и механизмов, измеряемый десятками крупных машин, собственный жилой фонд для расселения рабочих и ИТР и др.

В результате преобладающая часть обслуживающих строительство производств и хозяйств, как правило, входила в состав строительно-монтажных трестов. Для управления всем этим хозяйством в структуре строительно-монтажных трестов образовывались управления и комбинаты производственных предприятий (УПП, КПП), транспортные конторы и автобазы, службы и базы строительной механизации, ремонтно-механические цехи и мастерские, жилищно-коммунальное хозяйство, крупные склады для хранения строительных материалов, другие вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства.

Деятельность таких трестов при достаточно значительных объемах выполняемых строительно-монтажных работ полностью оправдывала себя и выдвинула ряд передовых строительных организаций, действующих до настоящего времени и сохранивших все атрибуты строительной организации типа трестов и, по существу, представляющих собой крупные строительные объединения.
Вместе с тем большинство функционирующих в стране строительных трестов, число которых достигло к настоящему времени около трех тысяч, выполняет крайне незначительные объемы строительно-монтажных работ при среднем их объеме 17-19 млн.руб. в год, не имеют вследствие этого должных условий для развития специализации своих подразделений, создания крупных производственных предприятий, удовлетворительного использования строительных машин и автотранспортных средств.
В результате проведенных за последние годы мероприятий по совершенствованию управления строительством структура строительно-монтажных трестов претерпела значительные изменения.
В связи с укреплением и развитием материально-технической базы строительства основные предприятия по изготовлению деталей и конструкций для строительства были выделены из состава строительных трестов и на их базе созданы самостоятельные тресты и предприятия строительной индустрии.

Счетчик