Одним из важнейших факторов роста производительности труда является повышение уровня квалификации рабочих и инженерно-технических кадров, развитие поощрительных систем оплаты труда, дальнейшее развитие социалистического соревнования.

Эффективность производства


Расчеты, показывают, что в период пятилетки 1966- 1970 гг. удельные веса факторов роста производительности труда сложились таким образом: за счет повышения технического уровня производства производительность труда возросла на 10%; расширения объемов производства - на 9%, улучшения организации производства и труда - на 5,3%; а всего по совокупности всех факторов -на 28%. В области повышения производительности труда на заводах имеются большие резервы.

По многим заводам производительность труда возрастает в незначительной степени. Наряду с заводами с высокими темпами роста средней выработки за пятилетку 1966-1970 гг. (Куйбышевский +45%, Славянский +35%, Лобненский +43%, Воронежский +31%, Свердловский +61%, Щекинский +24%, Львовский +39%, Славутский +41%, Харьковский плиточный +38% и др.) имеются заводы, на которых средняя выработка товарной продукции увеличилась за прошлое пятилетие недостаточно или осталась на прежнем уровне (Кировский завод строительного фаянса +11%, Ленинградский завод строительного фаянса +10,6%; Артемовский трубный +10%, Ереванский комбинат керамических изделий +4,9%.
Эффективность производства и производительность труда на заводах строительной керамики сдерживается рядом организационно-производственных факторов. Сырье, поставляемое на заводы, нестабильно по качеству и требует больших затрат труда на обработку. Обжиг изделий осуществляется в печах открытого пламени - еще не внедрены в массовом масштабе современные типы печей, на некоторых заводах еще действуют печи периодического действия - горны. Наблюдаются большие различия в производительности однотипных агрегатов. Много ручного труда на таких операциях, как отборка полуфабриката от прессов, загрузка печей и сушил и их разгрузка, сортировка, упаковка изделий, внутризаводская транспортировка полуфабриката и готовой продукции.

На строительстве Волгоградского шлюза для укладки бетонной смеси применяли башенные краны УБК-503, но они располагались, в пределах верхних и средних голов. Пятью такими кранами на строительстве этих шлюзов в общей сложности уложили 132 тыс. м3 бетона, что составило 9,5% общего объема по шлюзу. Краны имели небольшую грузоподъемность - 5 т, небольшие скорости подъема и опускания груза и были малопроизводительны.
На строительстве Саратовского шлюза были установлены башенные краны БК-Ю00 по одному на каждую нитку шлюза. Они были предназначены для монтажа сборного железобетона, из которого первоначально предполагали устраивать стены камер. В связи с переходом на вариант монолитной конструкции краны использовались для установки балок гашения в верхней голове, вес которых составлял от 43 до 52 т, а также для монтажа автодорожного и железнодорожного мостов через шлюз. Для общестроительных работ эти краны были малопригодны. С помощью их уложили всего 6% общего объема бетона по шлюзу.

В США на строительстве шлюзов Грасс-Ривер, Баркли, Вильсон, Никаджэк, Айс-Харбор, Маркланд, Мелдл, Гантерсвил применяли портально-стреловые краны большой грузоподъемностью (на малом вылете) - около 40 т, со стрелами длиной 36-45 ж. Такими кранами с бадьями емкостью 3 м3 укладывали бетонную смесь с производительностью 1 000-1 200 м3 в сутки на один кран.
Укладку бетонной смеси башенными кранами, установленными на подкрановые пути внутри камеры по днищу шлюза, производили в Советском Союзе только при строительстве Пахомовского шлюза Волго-Валтийского водного пути имени В. И. Ленина. Из 100 тыс. м3 бетона по этому шлюзу больше половины уложили башенными кранами КТС-5-10.

Счетчик