Главный бухгалтер, выполняющий одновременно функцию руководителя финансово-бухгалтерского отдела, осуществляет надзор за работой финансового, учетного и расчетного отделений. В данном случае имеет место нарушение рекомендаций, запрещающих создание отделений в рамках отдела. Однако ввиду четкого разделения сфер деятельности отделений и ввиду важности вопросов, которыми они занимаются, отступление от общего принципа вполне возможно.

Гостиничное хозяйство. Номенклатура отделений

В небольшой гостинице и ресторане при ней (до 300 мест) предусматривается руководство в составе: директор, его заместитель по вопросам эксплуатации и главный бухгалтер. При этой схеме директор должен непосредственно контролировать работу отделения кадров и профессионального обучения, отделения планирования и организации труда, отделения администрации и материально-технического снабжения, юрисконсульта. Заместителю директора по вопросам эксплуатации следует подчинить администрацию приемной и этажную службу, прачечную, кухонное и кондитерское производство, калькуляцию и контроль производства, метрдотелей.
Часто можно встретить отступление от принципа подчинения прачечной заместителю директора по вопросам эксплуатации. Прачечную можно рассматривать как хозяйственно-обслуживающее отделение и подчинить руководителю административного отделения. В практике некоторых гостиниц имеет место ограничение компетенции заместителя директора по вопросам эксплуатации лишь вопросами питания с одновременным повышением положения администратора до функций заместителя директора.
Номенклатура отделений является неизменной уже в течение многих лет. Вопрос о «ранге» отделения решает директор, который обязан руководствоваться при этом общей схемой, полученной от вышестоящей инстанции, а также количеством работников в данном отделении и значением вопросов, доверенных данному коллективу.

Жестких норм в отношении количественного состава отделения в принципе вводить не следует. Достаточно установить, что отдел должен насчитывать по крайней мере 5 работников. Разбивка на отделения не рекомендуется, поскольку увеличивающееся число руководящих должностей не способствует правильному использованию штата. Однако отступления имеют место в отношении обособленных отделений, как, например, интендантство, транспорт.

Состав отделения должен насчитывать от 3 до 5 работников. Чтобы не создавать лишних отделений в отделе, следует уравнять заработную плату руководителя отделения и старшего экономиста или старшего техника, руководящего участком работы. Это уравнение должно иметь место даже в тех случаях, когда самостоятельный участок работы насчитывает только одного работника.

Несмотря на большое разнообразие вопросов, над которыми работают отделения, и независимо от косвенного или непосредственного подчинения, существует целый ряд обязанностей, общих для всех руководителей отделений, которые ответственны за качество работы отделения. К этим общим обязанностям относятся:
1) организация, контроль и координация работы всех работников отделения;
2) распределение работы между подчиненными сотрудниками и установление количества штатных единиц в отделении, необходимых для выполнения заданий, вытекающих из положений устава;
3) организация обработки материалов к периодическим комплексным планам предприятия;
4) осуществление непосредственного контроля за надлежащим и точным выполнением поручений начальников и за соблюдением действующих правил и трудовой дисциплины работниками отделения;
5) анализ результатов работы предприятия в сфере деятельности подчиненного отделения и внесение непосредственному начальнику соответствующих предложений.

Счетчик