Административно-хозяйственному отделу гостиницы подчиняются: прачечная, портновская и мастерские, которые работают для удовлетворения заявок эксплуатационных отделов гостиницы.

Гостиничное хозяйство. Мастерские

Возглавляет мастерские начальник, непосредственно подчиняющийся начальнику технической секции, старшему технику или завхозу, в зависимости от действующего в данной гостинице штатного расписания.

В предприятии, взятом нами за образец, должны работать: 1 водопроводчик, 1 слесарь, 1 или 2 столяра, 2 обойщика, 2 маляра и 3 электромонтера, дежурящие по очереди в вечернюю смену и в праздничные дни. Наблюдение за работой лифтов, телефонного узла, сигнализационного оборудования, а также радио- и телеприемников осуществляют соответствующие государственные мастерские на основании заключенных договоров.

Начальник мастерской принимает по телефону заявки заведующего этажами или горничных на производство всевозможного аварийного ремонта и следит за их выполнением. Кроме этого, он составляет графики периодических осмотров всего оборудования и механизмов, а также контролирует их выполнение подчиненными ему мастерами. Количество мастеров должно полностью обеспечивать содержание в надлежащем состоянии всех предметов оснащения как гостиничных помещений и блока питания, так и всего оборудования и механизмов.
Каждая бригада горничных должна иметь книги контроля заявок и ликвидации мастерскими замеченных неполадок. Это облегчает работу заведующего этажами, который вмешивается только в случаях опоздания с выполнением ремонта мастерскими.

Кроме профилактического ремонта мастерские производят текущий ремонт помещений по утвержденному плану. Покраску всех помещений необходимо предусматривать раз в два года (стены, окрашенные масляной краской - раз в шесть лет). Этот план необходимо согласовывать с планом денежных поступлений от эксплуатации номеров, так как полное изъятие номеров из эксплуатации, необходимое при таком ремонте, отрицательно скажется на выполнении плана гостиницы. Лучше всего производить ежегодно обновление половины помещений с таким расчетом, чтобы каждое обновление было раз в два года. Заведующий хозяйством гостиницы должен вести картотеку всех помещений, отмечая в ней даты произведенных ремонтов.

В случае загрязнения номера гостями и оплаты ими счета ремонт следует производить немедленно. Следует также предусматривать аварийные ремонты, производимые немедленно в случае протекания лопнувшей трубы и непредусмотренных случаев, делающих невозможной сдачу номера. Стоимость такого аварийного ремонта будет всегда ниже, чем потери из-за выключения номера из эксплуатации.
По крайней мере раз в году должен проводиться осмотр всех помещений комиссией с участием завхоза и липа, ответственного за данный район (для гостиницы - заведующий этажами) для выявления необходимости в профилактическом, текущем и капитальном ремонте. Комиссия должна составить протокол, являющийся, после утверждения директором, основой для финансово-технического плана на будущий год.

Счетчик