За последние годы в области накоплен некоторый опыт сельскохозяйственного строительства. Важно, чтобы этот опыт был широко использован всеми работниками сельского хозяйства, промышленных и строительных организаций, принимающих участие в осуществлении большого плана работ в деревне.

Передовой строительный опыт

К сожалению, этот передовой опыт еще слабо внедряется. Темпы строительства низки и не могут обеспечить выполнения намеченной программы. Серьезным недостатком является также то, что часто сооружение сельскохозяйственных построек осуществляется по устаревшим проектам.
Московский Комитет партии совместно с Исполкомом Мособлсовета провели в январе 1954 г. специальное совещание, посвященное вопросам сельского строительства. На совещании был подробно рассмотрен положительный опыт и вскрыты имеющиеся недостатки в строительстве и проектировании. Главное внимание обращено на максимальное применение железобетонных деталей и узлов заводского изготовления: каркасов зданий, стен, перекрытий, кровли, оконных и дверных блоков и т. д.
Для машинно-тракторных станций, удаленных от электрических сетей, рекомендовано разработать проекты силовых станций с двигателями КДМ-46.
Внимание проектировщиков обращено на необходимость предусмотреть применение малой механизации в котельных, а также на их использование для обогрева всех производственных и культурно-бытовых зданий МТС.
Учитывая, что сельское строительство год от года будет расти, было высказано пожелание ускорить разработку и издание типовых проектов водонапорных башен, противопожарных резервуаров, простейшей канализации, деревообделочной мастерской, благоустройства территорий МТС.
Практика проектирования сельского строительства содержит много ценного и полезного не только в Московской области, но и в других городах и республиках. И этот опыт следует шире применять на стройках нашей области.

Проектирование МТС осуществляют ныне разные организации. Одни из них разрабатывают генеральные планы, другие составляют проекты водоснабжения и канализации, третьи - энергоснабжения, четвертые - дорожного строительства. Стоит немало труда свести в единое целое проекты, подчас неточные и противоречивые.
Проектирование МТС, возложенное на специализированную организацию, позволит повысить качество генеральных планов, сводных смет и всей технической документации.
Следует улучшить проектные решения, найти новые, более выгодные. Наряду с внедрением основных железобетонных конструкций зданий, фундаменты под сборные колонны мастерских, гаражей необходимо проектировать монолитными, за исключением тех случаев, когда в интересах дела целесообразнее изготовить сборные фундаменты.
Для упрощения работы по укладке теплой кровли, наряду с устройством настила из железобетонных плит, следует применять армопенобетонные и армопеноеиликатные плиты. Кроме того, необходимо разработать несколько типов утеплителя кровли. Стены повышенной части центрального пролета мастерских нужно монтировать из деревянных остекленных панелей, доставленных с заводов. Каменная кладка там не нужна. В соответствии с местными возможностями, удобно применение клеевых деревянных конструкций заводского изготовления.
Необходимо сократить количество типов и размеров дверей, окон и ворот, а также деталей из железобетона и широко использовать железобетонные ребристые плиты перекрытий, выпускаемые заводами Управления промышленности строительных деталей Исполкома Моссовета.
Проекты гаражей для тракторов, сараев, автогаражей и складов запасных частей должны быть переработаны с таким расчетом, чтобы можно было возводить эти здания из сборных конструкций и деталей.
При проектировании водоснабжения и электроснабжения необходимо учитывать возможность использования ресурсов воды и электроэнергии для нужд населенных пунктов, расположенных вблизи МТС.

Счетчик