Жилые дома, строящиеся государством в первой пятилетке, по благоустройству резко отличаются от домов старого жилого фонда и от домов, построенных в первый период после Октябрьской революции. Например, до революции водопроводом в городах было обеспечено только 17,4% домов, в новых домах - 71%; канализацией - соответственно 13,7 и 69,7%; центральным отоплением - 9,8 и 45,1%; электрическим освещением - 78 и 95,7%.

Жилищное строительство

В первой пятилетке в строительстве происходят принципиальные перемены. Начинается процесс замены сезонного производства работ круглогодичным. Появляются первые сборные элементы. Особое внимание уделяется механизации строительных работ, которой в дореволюционной России не существовало. В. И. Ленин говорил: «. . . при механизации труда выйти из экономического кризиса в России мы имеем большую возможность, чем какое бы то ни было другое государство».
Появляются первые средства механизации - краны-укосины и керосиновые двигатели, которые начинают вытеснять подноску материалов на носилках, в «окоренках» и на «козе». Организуется производство растворосмесителей, бетоносмесителей, арматурных станков, камнедробилок и других механизмов.

Жилищное строительство во второй пятилетке по характеру и качеству отличалось от осуществлявшегося в первой пятилетке, когда 40% объема всего государственного жилищного строительства составляли стандартные деревянные дома. Однако качество строительных работ и во второй пятилетке было недостаточно высоким. В 1934 г. СНК СССР принял постановление «Об улучшении жилищного строительства», ограничивавшее возведение всякого рода облегченных жилищ (малоэтажных каркасных домов, бараков и т. п.). Постановление обязывало строить только капитальные дома, оборудованные водопроводом, канализацией и другими коммунальными удобствами.

Применение легких бетонов, обеспечивающих значительное снижение веса конструкций и их стоимости, а следовательно, и зданий в целом, является одним из основных направлений в развитии индустриального домостроения.
В крупнопанельном домостроении наиболее эффективно комплексное применение легких бетонов, т. е. изготовление из этого бетона всех несущих и ограждающих конструкций.
Так, по инициативе ЦНИИЭП жилища в Новокуйбышевске из керамзитобетона построены экспериментальные девятиэтажные крупнопанельные дома серии 1-464Д. По сравнению с таким же крупнопанельным домом из тяжелого бетона дом из керамзитобетона имеет большие преимущества: надземный вес зданий уменьшился на 3 000 т, или на 36%; заводская .готовность панелей повысилась до 60%; уровень унификации изделий достиг 70%; количество типоразмеров панелей уменьшилось на 15%, а количество монтажных единиц- на 12%; расход бетона па надземную часть составил 0,957 м3 на 1 м2 жилой площади, т. е. уменьшился на 5,6%; расход цемента уменьшился на 11% за счет снижения марки бетона для внутренних стен и перекрытий с 200 до 150; расход стали уменьшился на 18% но натуральному весу, или на 31% в переводе на класс A-I.
Особенно эффективно применение керамзитобетона в объемно-блочном домостроении. В Краснодаре и Сызрани освоено производство керамзитобетонных объемных блоков-комнат. Применение керамзитобетона осваивается и на других заводах объемноблочного домостроения.

Наибольшее распространение в этот период в сельской местности получили двухкомплектные школы на 80 учащихся с квартирами для учителей (городские без квартир) и вариант такой же школы с постепенным расширением ее в четырехкомплектную на 160 учащихся. С этой целью и в планировке и в архитектурном решении фасада была предусмотрена возможность постепенного расширения школы первоначально в трехкомплектную, а затем и в четырехкомплектную.
Разработка типовых проектов школьных зданий этого периода явилась дальнейшим шагом в развитии строительства школ. Эти здания по существу были образцами первых советских школ. Основным отличием их явилось полное подчинение планировки учебному процессу (оборудованные кабинеты, лаборатории, мастерские, физкультурный зал, библиотека-музей и пр.). Здесь соблюдался принцип трудовой направленности школы, который находил отражение не только в учебном процессе, но и в планировочном решении всего комплекса застройки участка.

Все проекты школ предусматривали не более двух этажей. Двухэтажными проектировались в основном семи- и девятилетки. Планировочная структура школьных зданий строилась на принципе группировки основных и вспомогательных помещений. В основную группу входили помещения для занятий и рекреации, взаимосвязь которых предрешала систему планировки. К основной группе примыкали вспомогательные: входная группа, группы административных и хозяйственных помещений, санитарные узлы и группа помещений физического воспитания детей.

В планировке начальных школ применялось двустороннее расположение классов с рекреацией - залом. Одностороннее расположение классов с длинным коридором, который выполнял функции рекреационного помещения, применялось в школах повышенного типа. На участке сельской семилетней школы размером не менее 2 га располагались интернат, общежитие для учителей, хозяйственный двор с сараем, огород-сад и площадка для игр. В городских условиях размер участка уменьшался до 1 га.

Счетчик