Свайные фундаменты под промежуточные опоры из группы сплошных призматических свай сечением 30X30 и 40X40 см для всех типов эстакад по сравнению с фундаментами на естественном основании экономических преимуществ не имеют: экономии бетона не достигается, расход металла увеличивается в 2 раза, стоимость возведения одинакова, трудозатраты при возведении снижаются на 10%.

Свайные фундаменты под анкерные опоры

Более эффективные показатели имеют свайные фундаменты под анкерные опоры для эстакад типа I и II с вертикальной нагрузкой 0,5 тс/пог. м из группы сплошных призматических свай сечением 40X40 см, так как по сравнению с монолитными фундаментами на естественном основании они имеют расход бетона меньше в 1,2-1,5 раза при сравнительно одинаковом расходе стали для эстакад типа I и повышении расхода стали в 2 раза для типа II, позволяют уменьшить вес фундаментов до 30%, снизить трудозатраты примерно в 2 раза и сократить стоимость фундаментов на 16% для эстакад типа II и на 56% для эстакад типа I.

Наиболее экономичными являются фундаменты под промежуточные опоры из одиночных трубчатых свай большого диаметра и фундаменты под анкерные опоры из группы трубчатых свай диаметром 70 см с низким ростверком.
Фундаменты из одиночных свай под промежуточные опоры экономичнее фундаментов на естественном основании: по расходу бетона в 3 раза, по трудозатратам в 2,2 раза и по стоимости на 35-50%. Фундаменты из трубчатых свай 0 70 си под анкерные опоры позволяют сократить расход бетона, трудозатраты в 1,5 раза и снизить стоимость до 20%, но они требуют в 1,4-2 раза больше стали.
Рассмотрение технико-экономических показателей отдельных фундаментов опор эстакад не дает достаточной характеристики экономичности свайных фундаментов. Для более полной оценки экономичности решений фундаментов эстакад технологических трубопроводов целесообразно рассматривать показатели на 1 км эстакад. С этой целью были составлены диаграммы трудозатрат, стоимости расхода бетона и стали на устройство фундаментов для 1 км эстакад с температурными блоками различной длины 36, 42, 60 и 72 м.


Конструкция зонда разработана лабораторией автоматизации института Башниистрой и позволяет определить раздельно лобовое и боковое сопротивление грунта. Погружение зонда производилось зондирующей установкой С-832. Сопротивление грунта острию и по боковой поверхности записывалось самописцем на ленту. Погружение зонда производилось со скоростью от 0,2 до 2 м/мин. На каждой скорости осуществлялось не менее трех погружений зонда. При зондировании измерялась фактическая средняя скорость погружения на каждом метре погружения. Приведены данные измерения скорости погружения зонда.
Для погружения зонда принята площадка размером 4x5 м, на которой проведены все серии опытов, причем расстояние между точками зондирования было не менее 1 м.
Приведены образцы записи лобового сопротивления грунта при различных скоростях зондирования. Из графиков видно, что увеличение скорости приводит к заметному увеличению лобового сопротивления. При обработке записей лобового и бокового сопротивлений грунта была принята следующая методика.
Во внимание принимались результаты зондирования слоя грунта на глубине от 1 до 3 ж как наиболее однородного слоя. Записи самописца на каждом полуметре погружения обрабатывались планиметром, и определялись средние величины сопротивлений при каждой скорости погружения.
Приведены графики зависимости лобового и бокового сопротивления грунта погружению зонда в зависимости от скорости.
Из графиков видно, что с увеличением скорости погружения лобовое сопротивление грунта увеличивается, и при скорости 2 м/мин увеличение составляет примерно 40% величины сопротивления при скорости 0,2 м/мин. Полученные данные согласуются с данными, полученными при вдавливании в суглинок конусного наконечника площадью 10 см2 и 0 35,8 мм, и данными, приведенными в работе.

На всех этих строительных объектах свайные опоры сооружены из призматических свай (как цельных, так и составных) без применения промежуточного элемента ростверка. К настоящему времени на предприятиях Башкирии построено более 30 км опор и эстакад под трубопроводы на свайных фундаментах. При этом стоимость сооружения фундаментов снижена до 40-60%, а общая экономия от строительства фундаментов составила 320 тыс. руб.
До 1964 г. проектирование эстакад и опор трубопроводов велось различными проектными организациями, в результате чего появились проектные решения с большим числом типоразмеров сборных железобетонных изделий, что осложняло изготовление последних, повышало стоимость и удлиняло сроки сооружения трубопроводов.
В целях унификации сборных железобетонных эстакад и стоек Госстрой СССР поручил в 1960 г. Харьковскому Промстройниипроекту и Гипрогазтоппрому разработать типовые проекты эстакад и опор для трубопроводов.
В 1963 г. Харьковский Промстройниипроект при участии Научно-исследовательского института бетона и железобетона АСиА СССР разработал типовые унифицированные сборные железобетонные одноярусные эстакады под технологические трубопроводы серии ИС-01-03. Конструкции таких эстакад разработаны с учетом применения монолитных столбчатых фундаментов.
В институте Башниистрой были проведены исследования с целью выявления технической возможности и экономической целесообразности применения свайных фундаментов для типовых одноярусных эстакад под технологические трубопроводы серии ИС-01-03, и настоящая статья посвящается результатам этой работы.
Одноярусные эстакады серии ИС-01-03 сооружаются сборными железобетонными, одностоечными в поперечном направлении. В зависимости от величины вертикальной технологической нагрузки разработаны четыре типа эстакад: I тип эстакад под нагрузку 0,5-1 тс/пог. м характеризуется однобалочным решением; для типа II под нагрузку 0,5- 1 тс/пог. м, для типа III под нагрузку 1 - 1,5 тс/пог. м и для типа IV под нагрузку 1,5-2 тс/пог. м применено двухбалочное решение. Высота всех типов эстакад от планировочной отметки до верхней грани поперечной траверсы принята равной 6; 7,2; 8,4 м.

Счетчик