Принимая допускаемую величину сопротивления, равную половине предельной, получим в этом предположении для случая ненапряженной арматуры: 356 кг. Повышенное сопротивление гладкой высокопрочной проволоки диаметром 6 мм на сцепление с бетоном, как уже отмечено выше, объясняется применением раствора хлористого кальция, а также наличием налета ржавчины на поверхности проволоки.

Сцепление арматуры с бетоном

Большой интерес представляет резкое повышение прочности на сцепление арматуры с бетоном при переходе от обыкновенного армирования к напряженному. Так, при использовании арматуры диаметром 6 мм эта прочность повышается в среднем примерно на 75%. При напряжении скрученной арматуры квадратного сечения 4X4 мм прочность на сцепление возрастает в среднем на 44%. Заметное нарастание прочности на сцепление напряженной арматуры по сравнению с обыкновенной отмечено также и в исследовании, проведенном С. А. Дмитриевым в 1949 г. Применение витой скрученной арматуры, как и следовало ожидать, значительно повышает ее сопротивление выдергиванию.

При этом витая прядь в три нитки имеет заметные преимущества перед прядью в две нитки. Применение пряди в две нитки повышает прочность на сцепление по сравнению с гладкой струной того же диаметра больше чем в три раза. Отсюда можно заключить, что использование многими нашими заводами витой арматуры из высокопрочной проволоки диаметром 2-2,5 мм вполне обосновано. Было бы весьма целесообразно, если бы ее выпускали в готовом виде. Помимо лабораторных испытаний струнобетонных образцов, при непосредственном участии автора проведено более ста полевых испытаний струнобетонных балок таврового и рельсо-видного сечений, а за последние два года - ряд испытаний пустотных настилов для перекрытий жилых зданий. Конструкции при испытании в большинстве случаев доводились до разрушения. Момент появления первых трещин фиксировался визуально с помощью лупы; измерение прогибов производилось прогибомером с точностью показаний 0,1 мм. Испытанию подверглись две балки рельсовидного профиля длиной по 6,2 м и сечением: высота - 21,5 см, ширина головки рельса- 13 см при толщине 6 см.

Толщина стенки 5 см. Ширина подошвы 17 см при средней толщине 5 см. Балки армированы гладкой стальной проволокой диаметром 2,5 мм с пределом прочности 18 000 кг/см2. В нижней зоне расположены 24 струны, а в верхней - 6 (согласно статическому расчету, произведенному в ЛНИИ АКХ). Предел прочности бетона 430 кг/см.2. Испытание проводилось по схеме согласно действующей Инструкции. Прогибы балок измерялись прогибомерами, установленными у опор и в середине пролета балок. Балки загружались трижды: нормальной (эксплуатационной) нагрузкой и перегрузкой в 100 и 125%. При испытании эксплуатационной нагрузкой установившийся прогиб балок был равен V450 пролета. При перегрузке с коэффициентом 2 появились волосные трещины в средней части пролета шириной 0,1 мм. При перегрузке с коэффициентом 2,25 количество волосных трещин значительно увеличилось, но балки не разрушились. После снятия нагрузки (через сутки) балки выпрямились, приняли первоначальное положение, трещины закрылись и невооруженным глазом их нельзя было обнаружить.

Испытанию на трещиностойкость и прочность подвергались двухпустотные настилы, разработанные институтом Ленпроект, длиной 6,26 м, шириной 99,5 см и высотой 22 см. Настилы были изготовлены из бетона с пределом прочности 450 и армированы согласно приведенной схеме гладкой стальной холоднотянутой проволокой диаметрам 2,5 мм с пределом прочности 18 000 кг/см2. Расчетное количество струн арматуры: в нижней зоне - 38 и в верхней сжатой зоне - 10 струн. Испытания настила проводились по установленной схеме: равномерная нагрузка заменена двумя равными сосредоточенными грузами, расположенными в крайних четвертях пролета Прогибы настилов измерялись прогибомерами с точностью показаний 0,1 мм, установленными в середине пролета настилов и у опор для учета их осадки. Ниже приводятся данные испытания одного из настилов, который загружался дважды: а) расчетной (эксплуатационной) нагрузкой с коэффициентом перегрузки 1,10: Р=1 115Х 1,10= 1 230 кг; б) разрушающей нагрузкой, равной 1 115x2,25 = 2 500 кг.

Замеренный наибольший прогиб при испытании настила эксплуатационной нагрузкой с перегрузкой в 10% не выходил за пределы 1/1000 пролета. При этом трещин обнаружено не было. Трещины появились лишь при перегрузке в 80% от расчетной в растянутой зоне средней части пролета: вертикальные длиной 5-6 см на обоих боковых ребрах настила и одна трещина поперек нижней поверхности. Прогиб настила при появлении трещин был равен 1/330 пролета. По истечении часа поц воздействием разрушающей нагрузки величина прогиба увеличилась до -г=р пролета, но настил полностью не разрушился. При этом разрывы арматуры были обнаружены у трех струн. Испытуемые настилы были изготовлены с применением технологии натяжения арматуры, разработанной ЛНИИ АКХ. На основании проведенных испытаний можно заключить, что жесткость и трещиностойкость настилов превышают нормативные при прочности не ниже нормативной. Скольжения арматурной проволоки в бетоне при последовательной перегрузке до величины разрушающей нагрузки не наблюдалось.

Счетчик