Расстояние между отдельными нитками арматуры должно быть не менее 9-10 мм; на уровне расположения рабочей арматуры, кроме того, необходимо оставить просвет шириной 25 мм для обеспечения хорошего бетонирования рабочей зоны конструкции. 4. Заполнители должны иметь размеры фракций, не превышающие 10 мм. 5.

Защитный слой бетона

Защитный слой бетона должен составлять не менее 20 мм. Ниже приводятся данные проведенных испытаний. Указанные соотношения позволили найти значения разрушающих моментов, а по заданному сечению бетона подобрана арматура для всех 19 испытанных образцов балок-моделей с учетом разных марок бетона, разного количества и сечений нижней и верхней арматуры. Высокий коэффициент запаса имеют балки 12 и 13, пропаренные в автоклаве. Меньший, но также вполне удовлетворительный коэффициент запаса получен для балок с гладкой арматурой диаметром 6 мм, что следует объяснить влиянием двух причин: а) применением добавки хлористого кальция в бетон; б) легким налетом ржавчины на отдельных участках поверхности арматуры, что несколько повысило сцепление ее с бетоном.

Испытания вновь подтвердили, что применение гладкой проволоки диаметром 2 мм в предварительно напряженных железобетонных конструкциях дает вполне надежные результаты при проверке на трещино-стойкость и прочность. Для арматуры круглого сечения диаметром 6 мм при гладкой ее поверхности нельзя рассчитывать на сцепление с бетоном, и поэтому применение ее надежно только при соответствующей обработке поверхности. Одновременно с испытанием балок на изгиб с арматурой диаметром 2 и 6 мм проводились исследования наиболее рациональных типов арматуры для напряженно армированных струнобетонных балок, применение которых значительно повышает сцепление с бетоном вне зависимости от таких случайных и не-определенных факторов, как возможное частичное покрытие поверхности арматуры налетом ржавчины. Проведенные эксперименты с гладкой высокопрочной проволокой подтвердили надежность ее сцепления с бетоном. Тем не менее проводились дополнительные опыты на выдергивание арматуры из бетона образцов для определения величины сил сцепления и их зависимости от диаметра, состояния поверхности и формы применяемой арматуры.

Помимо гладкой проволоки диаметром 2 и 6 мм, испытанию подверглись образцы арматуры, свитой в две и три нитки из холоднотянутой скрученной проволоки диаметром 1,2 и 2 мм в виде скрученной проволоки квадратного сечения 4X4 мм, а также сплющенной и скрученной ленты из проволоки диаметром 6 мм. Имелось в виду определить степень эффективности работы высокопрочной арматуры этого вида на сцепление с бетоном по сравнению с гладкой проволокой малых диаметров. Опыты на выдергивание арматуры разных профилей из бетонных призм Бетонные призмы сечением 5X10 см и длиной 30, 20 и 10 см изготовлялись в специальных формах; в деревянных - призмы с арматурой без натяжения, а в металлических - с предварительным натяжением. Натяжение арматуры регистрировалось манометром гидравлического домкрата. Для получения свободных от бетона участков арматуры в каждой форме между образцами оставлялись зазоры. Бетон приготовлялся из гравия с крупностью зерен не более 10 мм с применением портландцемента активностью 400. Водоцементное отношение было принято равным 0,34.

При укладке бетона использовались поверхностные вибраторы. Образцы после бетонирования выдерживались 12-14 час. в пропарочной камере, а затем хранились в нормальных условиях до момента испытания. Контроль прочности бетона производился по результатам испытания стандартных бетонных кубиков 10X10X10 см сразу после пропаривания и в день испытания. Прочность бетона после пропаривания для всех образцов как с натяжением, так и без натяжения колебалась в пределах 300-310 кг/см2. Испытание производилось на образцах в возрасте 10-20 дней после пропаривания. Выдергивание арматуры из призм проводилось на прессе мощностью 10 т в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Торец призмы опирался на неподвижную металлическую подвешенную площадку, в центре которой имелось отверстие для пропуска свободной части арматуры. Конец арматуры закреплялся в клиновых захватах, после чего начиналось постепенное повышение нагрузки. Момент начала скольжения арматуры отмечался стрелой манометра, которая начинала отклоняться в момент сдвига арматуры.

Всего было испытано 33 образца на выдергивание из бетона арматуры различных профилей. Результаты по некоторым образцам учитывают также предварительное натяжение и отсутствие такового. В результате проведенных испытаний было установлено следующее. Гладкая арматура диаметром 2 мм обладает вполне надежным сопротивлением на выдергивание. Принимая среднюю величину предельного сопротивления проволоки выдергиванию 9,1 кг на 1 см заделки в бетоне, данный вывод можно подтвердить следующим ориентировочным подсчетом. Максимальное растягивающее усилие в конструкции, приходящееся на одну струну диаметром 2 мм при марке стали 17500 кг/см2, примерно равно 0,65-17 500-0,0314 = 356 кг, где 0,0314 см2 - площадь одной проволоки диаметром 2 мм. Допуская, что в изготовляемых балках пролетом 620 см при изгибе арматуры на сцепление с бетоном работают только участки балки у опор на расстоянии примерно 40 см от ее концов, найдем предельную величину сопротивления арматуры на выдергивание из бетона Р=9,10-40-2 = 728 кг.

Счетчик