В каждой точке земной поверхности действует магнитная сила. Величина и направление этой силы, зависящей от магнитной восприимчивости породы, могут быть определены по трем составляющим: горизонтальной Н, направленной на север, вертикальной 1 и магнитному склонению В. Если соединить точки, имеющие одинаковое склонение, одинаковое наклонение (угол между вектором магнитной силы и его горизонтальной составляющей), одинаковые составляющие Н и 1, то на основании этих данных можно построить карты соответствующих изолиний. Чаще всего при магниторазведке, т. е. изменения 2 и Я при переходе от одной точки к другой.

Сейсморазведка

Сопоставляя магнитные карты и профили с материалами геологических съемок и контрольных скважин, производят интерпретацию материалов магниторазведки. При этом учитывают магнитные характеристики (намагниченность) горных пород. Магнитную разведку можно производить по заданным маршрутам и с самолета. В этом случае на самолете устанавливают специальный прибор- аэромагнитометр, действие которого основано на непрерывном измерения силы, уравновешивающей вертикальную составляющую.

Сейсморазведка основана на наблюдениях за распространением упругих волн в земной коре, вызываемых искусственными взрывами. На основании анализа сейсмограмм определяют геологическое строение исследуемого района, так как на распространение упругих волн влияет характер горных пород - плотность, пористость, а также глубина залегания пород: разные по характеру породы обладают различной скоростью распространения волн. Из многих методов электроразведки ниже кратко описывается наиболее часто применяемый в составе гидротехнических изысканий метод сопротивления.


Для проведения выработок, кроме ручного и механического бурения, может с успехом применяться и электроразведка. В задачу инженерно-геологических изысканий в связи с проектированием гидроузлов входит прежде всего выявление створа плотин в геологическом отношении. Известны случаи, когда вследствие недостаточности геологических изысканий начатое строительство гидроузлов переносилось в другие створы. Аварии гидротехнических сооружений происходят в большинстве случаев вследствие неудовлетворительного учета геологических условий.

Важнейшей следующей задачей является изучение геологии основ, что дает возможность установить тип плотины (земляная, каменно-набросная, бетонная и т. п.) и выбрать соответствующие конструкции.
Кроме того, необходимо изучить ряд вопросов, связанных, например, с устройством противофильтрационных завес, дренажей, консолидацией основания и т. п.; нередко при большой . длине плотины и разнородном составе пород приходится уделять особое внимание выбору места для устройства водосливного отверстия плотины, с тем чтобы расположить его на наиболее надежных породах.
При сравнении отдельных створов плотины необходимо учитывать: геоморфологическое строение долины, ее геологическое и литологическое строение, гидрогеологические условия, физико-механические свойства и состояние пород, гидрохимические условия и водостойкость пород. Должны быть изучены: оползни, осыпи, обвалы, карст и т. п.

При проектировании основания плотины на скальных грунтах необходимо детально исследовать, на какую глубину залегают подлежащие удалению выветренные и сильно трещиноватые породы в основании плотины и в береговых ее примыканиях, так как объем этих работ может значительно отразиться на стоимости сооружений.


На заводе в настоящее время разрабатывается технология, сочетающая способ проката железобетонных изделий с напряженным их армированием. Удачное решение этой задачи явится исключительным по своему значению достижением советской техники. Ниже дается краткое описание производственной технологии способом проката.

Цементно-песчаная смесь подается по конвейеру в бункер, расположенный над станом, разравнивается по ширине ленты с помощью вибровалков и проходит под давлением сквозь щель, образуемую верхней гладкой резиновой лентой, равномерно передающей на бетонную смесь сжимающее усилие от формующих валков, и нижней гибкой металлической лентой. Нижняя лента состоит из системы штампованных тонкостенных алюминиевых коробок размером 300X300 мм, гибко связанных между собой в нижней части в продольном и поперечном направлениях.

Промежутки, образованные между коробками в обоих направлениях, формуют ребра настилов. Скорость движения лент - около 22 м в час. Перед бетонированием изделия нижняя лента по другую сторону от бункера заряжается ранее заготовленным проволочным каркасом, армирующим ребра настила. Весь процесс изготовления настила занимает около двух часов, после чего настил по рольгангу направляется к месту выдачи на склад. В результате проката изделие получается гладким.

Значительная прочность бетона позволяет выпускать ажурные изделия. Так, толщина плиты кессона между ребрами была доведена до 10 мм; ребра в изготовленных образцах стеновых панелей, расположенные через 300 мм, имели сечение 60X40 мм при размерах панелей примерно 3 000X1 000 мм.
Помимо указанных выше преимуществ способа проката железобетонных изделий, необходимо отметить резкое уменьшение расхода бетона на 1 м2 изделий.
Среди основных приемов обработки высокопрочного бетона преимущественно с целью ускорения процесса его твердения весьма существенное значение имеет тепловая обработка бетона нагреванием и пропариванием. Такая обработка производится в условиях нормального давления с последовательным подъемом температуры в камерах пропаривания до 80° или в автоклаве под давлением до 8-12 атм.

Повышение температуры твердеющего бетона при нормальном давлении ускоряет гидратацию цемента и процесс твердения бетона, не увеличивая при этом его конечной прочности. Повышение прочности бетона наблюдается лишь при его тепловой обработке в автоклаве.
Рекомендуется перед тепловой обработкой бетона предварительно выдерживать его при более низких температурах. Это способствует некоторому предварительному заполнению новообразованиями «зоны свободной воды» (гидролизу).

Счетчик