Само по себе напряженное армирование при применении материалов одной и той же марки не увеличивает несущей способности конструкции по сравнению с обыкновенным железобетоном. Такое армирование может повысить лишь трещиностойкость и жесткость конструкции. Однако применение и полноценное использование в железобетоне высокопрочных бетонов и стали стало возможным лишь при его эффективном обжатии в связи с внедрением и развитием приема напряженного армирования железобетона.

Разборно-переставная опалубка

Каким критерием следует руководствоваться при выборе марки арматуры и бетона для предварительно напряженных конструкций?
Применение предварительно напряженных железобетонных конструкций позволяет решить три основные задачи, неразрешимые при использовании ненапряженного железобетона: обеспечить трещиностойкость конструкции; значительно снизить расход арматурной стали и по возможности уменьшить расход бетона.

Для повышения трещиностойкости железобетона не требуется применять арматурную сталь особо высокой прочности. Минимальная ее прочность должна быть достаточной, чтобы преодолеть необратимые потери напряжений, связанные с ее натяжением от усадки и ползучести бетона, а также от релаксации арматуры.

Разборно-переставная опалубка имеет несомненные преимущества перед другими для больших поверхностей как плоских, так и криволинейных, характерных для массивных гидротехнических сооружений. Однотипность конфигурации допускает членение таких поверхностей на большое число повторяющихся элементов, чем обеспечивается многократный оборот опалубки. Чем больше однотипных элементов в сооружении, тем эффективнее разборно-переставная опалубка. Даже при двух-трехкратной оборачиваемости разборно-переставная опалубка, как правило, вполне оправдывает себя. Поэтому применение в больших плоских поверхностях массивов стационарной опалубки должно расцениваться только как показатель низкого технического уровня организации опалубочных работ на строительстве.
Разборно-переставная опалубка может быть успешно использована также в межблочных и наружных поверхностях, имеющих ниши или штрабы для закладных частей, либо для обеспечения хорошего сопряжения кладки смежных блоков. В данном случае на лицевой стороне обычных плоских стандартных щитов набиваются легкие коробы по форме и очертанию ниш или штраб. По миновании надобности они снимаются, и опалубка вновь превращается в плоскую.
Следует, однако, иметь в виду, что, исходя из условий производства работ в крупных массивных сооружениях, вес элементов опалубки принимается обычно от 0,5 т и более.

Легкие щиты весом 100-150 кг вследствие незначительных размеров и трудоемкости установки при постройке крупных гидросооружений используются сравнительно редко. Отсюда следует, что применение опалубки в большинстве случаев сопряжено с необходимостью оснащения площадки механизмами, рассчитанными на установку и щитов в процессе работ с одной позиции на другую. Механизация, таким образом, является одним из факторов, определяющих возможность использовании разбор но-переставной опалубки. С другой же стороны, сама разборно-переставная опалубка обеспечивает все условия, необходимые для полной механизации опалубочных работ на строительстве.

Повышенные требования в отношении прочности и жесткости предъявляются и к самим элементам опалубки, так как вероятность всякого рода непредвиденных, случайных нагрузок при установке и демонтаже подводной опалубки значительно больше, чем в обычных условиях.
Элементы подводной опалубки снабжаются специальными приспособлениями для балластировки, необходимой для погружения их в воду (деревянная опалубка), а также петлями для крюков подъемных устройств.

Сборная плоская опалубка делается из дерева, металла и железобетона. Необходимо отметить, что в условиях подводного бетонирования значительно больший удельный вес, нежели в обычных условиях, приобретает железобетонная опалубка. Дело прежде всего в том, что из-за ограниченности радиуса действия труб, применяемых для подачи бетонной смеси при подводной кладке (не более 4 м), и трудностей, связанных с достижением одновременной согласованной работы в одном большом блоке при нескольких трубах, массивы в плане нередко членятся на мелкие блоки.

Для межблочной же опалубки железобетон незаменим. Блоки, разделенные железобетонной опалубкой, можно бетонировать и сразу, и разновременно практически з любой последовательности, так как кладка в данном случае уже не связана с согласованной работой смежных труб, выдержкой и распалубкой -межблочных поверхностей. С другой стороны, учитывая трудности получения высококачественной кладки под водой, в ряде случаев возникает необходимость в защитной наружной оболочке сооружения из бетона повышенной прочности и плотности. И для небольших поверхностей, исключающих необходимость в многочисленных швах между плитами облицовки такое решение вполне оправдывается.

Счетчик