Влияние каждого фактора в отдельности дает значительно меньший эффект. Совместное действие двух факторов повышает прочность на 40-80%. Сочетание трех факторов в последнем случае дает прирост прочности на 170%.

Изготовление высокопрочных бетонов

Можно считать, что при правильной организации производства, строгом и постоянном контроле со стороны заводской лаборатории изготовление высокопрочных бетонов с применением современных способов их обработки и уплотнения без перерасхода цемента вполне доступно заводам, выпускающим сборные железобетонные строительные конструкции и детали.

Выбор марки бетона и способа его уплотнения при изготовлении предварительно напряженных железобетонных элементов должен производиться в зависимости от вида армирования, принятой предприятием технологии производства и наличного оборудования.
В заключение надо подчеркнуть, что при подборе составов бетонной смеси, обеспечивающих заданную прочность изделий, следует принимать предпочтительно такие составы, в которых предусматривается наименьший расход щебня при завышенном количестве песка, но экономном расходе цемента. Экономическая целесообразность такого подбора диктуется значительной разницей в стоимости песка и щебня твердых пород. Стоимость песка примерно в четыре раза меньше стоимости щебня.

Рассматривает случай напряженного армирования железобетона до затвердения бетона. Первая кривая изображает процесс изменения напряжений в напряженной арматуре. После загружения конструкции, наоборот, напряжения и предварительно напряженной арматуре начнут нарастать, так как потери напряжений в ней, вызванные упругим обжатием бетона, постепенно восстановятся. К моменту полного преодоления обжатия, когда напряжения в бетоне дойдут до нуля, в арматуре они получат значение, отношение модулей упругости стали к бетону.

К моменту эксплуатационного загружения конструкции напряжение падает до вследствие проявляющихся дополнительных потерь в арматуре (преимущественно от усадки и ползучести бетона). В дальнейшем, при появлении первых трещин в бетоне, напряженная арматура получит добавочное напряжение, а при последующей перегрузке конструкции напряжения в арматуре достигнут предельного значения и приведут к разрыву арматурной проволоки.

Вторая кривая характеризует процесс изменения напряжений в бетоне. Начало кривой соответствует моменту передачи напряжений в арматуре на бетон. Полная величина начального (неустановившегося) напряжения в бетоне к моменту приложения эксплуатационной нагрузки уменьшится за счет необратимых потерь. В дальнейшем, в связи с уменьшением напряжений в арматуре, бетон будет преодолевать упругое обжатие, и напряжение в нем упадет до нуля.

Но в процессе натяжения арматуры до полной величины контрольного напряжения падение напряжений в арматуре от упругого обжатия тут же восстанавливается за счет дополнительного хода поршня или поворота винта натяжного домкрата и потому не влияет на окончательную, регистрируемую измерительным прибором величину натяжного усилия, а следовательно, и контрольного напряжения V. Здесь создаются примерно те же условия, которые имеют место при предварительном напряжении арматуры сборных железобетонных элементов, изготовляемых в жестких металлических формах. Некоторая упругая деформация самих форм, обычно наблюдаемая при натяжении арматуры, ни в какой степени не отражается на окончательной регистрируемой величине натяжного усилия.

В свете изложенного материала уместно было бы ответить на вопросы, обычно возникающие у проектировщиков на первых порах их ознакомления с принципиальными основами теории напряженного армирования.

Какова степень прочности предварительно напряженного железобетона по сравнению с ненапряженным? Обладая безусловно повышенной трещиноустойчивостью даже при сравнительно низких марках арматуры и бетона, предварительно напряженный железобетон может стать более прочным исключительно за счет прочности составляющих его материалов.

Счетчик