Взамен триангуляции можно при благоприятных местных условиях проложить полигонометрический ход соответствующего класса, как показано. Для увеличения точности желательно проложить второй полигонометрический ход, с тем чтобы получился замкнутый полигон. Можно применить и полигонометрию.

Строительство тоннелей

В некоторых случаях могут быть применены смешанные методы трассирования тоннелей с использованием триангуляции для получения основных опорных точек и ходов, опирающихся на триангуляционные пункты.

У входов в тоннель устанавливают визирные створы (щиты), закрепляющие его ось, разбивку производят теодолитом, устанавливаемым на оси тоннеля, причем визируют на нить отвеса, закрепляемую в потолке тоннеля; внизу устанавливают столбик с центром на оси тоннеля. Длины линий измеряют с точностью, удовлетворяющей требованиям полигонометрии соответствующего класса. Ввиду того что разбивка ведется одновременно с проходкой тоннеля, во избежание накопления ошибок, особенно в определении направления оси, производят более точные разбивки по оси пройденного участка с визированием на возможно большие расстояния. Так как разбивку внутри тоннеля производят при плохом освещении, необходимо иметь соответствующие устройства для освещения сетки теодолита, нитей отвесов, реек и т. п.
При изысканиях и трассировании каналов, дамб, тоннелей, дорог и других сооружений сопряжение их прямолинейных участков производят посредством круговых кривых, как показано, где АВ и ВС - отрезки прямых, касательные к сопрягающей кривой АС в точках А и С. Касательные АВ и ВС называются тангенсами и обозначаются через Г; отрезок ВМ, обозначаемый через Б, называется биссектрисой. М - середина кривой АВ; точки А, С, М называются главными точками кривой.


Способ разбивки тоннеля в значительной степени зависит от местных условий: рельефа, доступности местности для производства геодезических работ, длины тоннеля, очертания трассы тоннеля в плане (наличие кривых, изменение уклонов), способа производства работы (с применением шахт, проходка тоннеля с одного или с двух концов навстречу) и др.

При трассировании тоннеля для определения его направления и длины могут быть применены следующие способы: непосредственное трассирование поверху; триангуляции; полигонометрии; смешанный способ.
Трассирование оси тоннеля непосредственно поверху производится путем разбивки на местности прямой между точками входов в него (порталов).

Длина тоннеля в рассматриваемом случае может быть измерена непосредственно по оси; при благоприятных условиях местности иногда для этого устраивают дощатый помост, однако это обходится дорого. В настоящее время описанный способ применяется редко.
Наиболее распространенным способом трассирования оси длинных тоннелей является проложение цепи треугольников или, лучше, четырехугольников между конечными точками тоннеля. Если в данном районе имеются государственные триангуляционные пункты, то триангуляцию для трассирования тоннеля можно проложить между этими пунктами, однако, при условии, что при этом будет обеспечена требуемая точность разбивки.

В большинстве случаев измеряются базисы с соответствующей точностью; при числе треугольников более пяти должно быть измерено не менее двух базисов (в начале и конце тоннеля). Так как в горных условиях выбрать место для базиса нередко бывает затруднительно, то в таких случаях разбивают базис в некотором отдалении от входных точек тоннеля, а затем прокладывают вспомогательную триангуляционную сеть для подхода к нему.

Что касается судоходных соединительных каналов, то они обычно пересекают водораздел между соединяемыми реками в местах, где отметки водоразделов наименьшие; поэтому они трассируются по возможности по кратчайшему направлению, с учетом уменьшения объемов земляных работ (особенно в водораздельной выемке), а также числа шлюзов (при наиболее низкой отметке водораздела); необходимо учитывать, кроме того, условия питания водой водораздельного бьефа, геологические и гидрогеологические условия.
Трассирование каналов на стадии рекогносцировочных изысканий производится без разбивки кривых по трассам, состоящим из ломаных линий.

По намеченным на картах направлениям Каналов строят продольные профили каналов с освещением общих геологических условий, в которых залегает трасса.
Обычно в дополнение к камеральному трассированию каналов производят рекогносцировочные обследования по намеченным трассам. При этом, в случае если недостаточно картографических материалов, наиболее сложные участки трассы могут быть сняты в более крупных масштабах, например 1:10 000, иногда по облегченным требованиям; по направлению трассы производят нивелирование V класса. Одновременно на основных, особо сложных, участках трассы ведут инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (оползни, карст и т. п.); геологические съемки дополняют небольшими разведочными работами (шурфованием, неглубоким бурением).

Если изыскания производятся в малоисследованных районах, то по основным направлениям, намеченным на мелкомасштабной карте, выполняют маршрутно-глазомерные съемки; на водораздельных же участках (если производятся, например, изыскания судоходных соединительных каналов) прокладывают теодолитные или мензульные ходы, по которым ведут нивелирование V класса; во многих случаях, например для определения характерных высот (на водоразделах и др.) и для получения приближенного профиля, с успехом можно применить барометрическое нивелирование.

Счетчик