С той же целью, что и в предыдущем эксперименте, испытывались натурные узлы крепления мембраны к наружному опорному контуру. Было изготовлено и испытано три образца. Узлы испытывались на одноосное растяжение с изгибом, эквивалентным изгибу мембраны в месте примыкания к опорному контуру за счет изменения угла наклона касательной к поверхности оболочки при прогибе покрытия. В ЦНИИСКе также проводились испытания отдельных конструктивных узлов покрытия велотрека в Крылатском. К таким узлам покрытия относятся сварное соединение краев «Фартука» с контурной аркой, которое находится в сложном напряженном состоянии.

Узлы крепления мембраны.

Результаты испытаний показали, что несущая способность сварных швов на отрыв превышает их соответствующую расчетную прочность более чем в два раза, что свидетельствует о надежности данного соединения. Другим узлом, подвергавшимся экспериментальной проверке, был сварной стык продольных кромок мембраны и направляющих полос, между которыми в процессе монтажа могут оказаться зазоры. Сваривались внахлест два стальных листа шириной 200 мм и с толщинами, соответствующими натуре, т. е. 4 и 6 мм. При этом с помощью прокладок между свариваемыми поверхностями осуществлялся зазор, равный 1,2 и 3 мм. Для сравнения ряд пластин сваривались без зазора. Результаты испытаний показали, что зазоры между листами величиной до 1,5 мм не оказывают практического влияния на несущую способность сварного шва. Дальнейшее увеличение размеров зазоров существенно снижает прочность сварного шва (на 30% и более). В действительности, как показал монтаж полотнищ, этот зазор не превышал 1 мм. Ввиду того, что в арках велотрека применялась сталь толщиной 20 и 40 мм, в лаборатории металловедении ЦНИИСК исследовалась склонность толстолистовой стали к расслоению.

В результате были получены следующие пределы прочности листов толщиной 20 и 40 мм в исследуемом направлении: = 460 МПа и о = 430—450 МПа, из чего следует, что расчетные сопротивления вдоль листа оказываются близкими к расчетным сопротивлениям по толщине листа. В пролетной части мембранных покрытий Дворца спорта в Измайлово применена нержавеющая сталь 10( 12)Х18Н10Т толщиной 2 мм. В связи с новизной применения этой стали для несущей конструкции и сравнительно малой изученности способов ее соединения проводилась проверка прочности отдельных узлов покрытия. Первые четыре образца представляли соединение мембраны с диагональными подкреплениями. В этих образцах лист из нержавеющей стали шириной около 500 мм и толщиной 2 мм приваривался к толстым стальным пластинам. Приварка осуществлялась точками, выполненными методом сквозного проплавления, располагаемыми в три ряда с шагом 100 мм и шовной сваркой. Для этой серии образцов минимальная разрушающая нагрузка оказалась равной 51,5 кН. Запас прочности по сравнению с расчетными данными составил К = 2,65.

Счетчик