В большинстве стран гостиничные предприятия официально подразделяются на категории, что облегчает клиентам общую ориентировку и позволяет заранее определить, какой объем и уровень услуг они могут ожидать, а также предохранить их от уплаты слишком высоких цен за эти услуги. Категория данного предприятия и те цены, какие оно может брать за услуги, публикуются в официальных списках гостиниц, рекламных проспектах, ценниках, вывешиваемых в каждом номере, а также во всевозможных объявлениях, афишах и т. п.
Если контроль установит, что уровень услуг и стандарт оборудования какой-либо гостиницы снизились по сравнению с присвоенной ей категорией, она переводится в соответственно низшую категорию, что автоматически влечет за собой снижение цен.

Гостиничное хозяйство. Подразделения гостиниц на категории

Таким образом, подразделение гостиниц на категории защищает интересы клиента, предохраняя его от недобросовестности гостиничных работников. Разделения гостиниц на категории, определение категорий отдельных предприятий и контроль за выполнением условий, предъявляемых к данной категории, относится обычно к государственным туристским органам, сотрудничающим в этой области с отраслевыми гостиничными организациями и санитарными властями.

Критериями подразделения гостиниц на категории являются: объем помещений, количество и вид помещений общего пользования (холл, салон, читальня, залы заседаний), количество ванных комнат и душевых установок в номерах, количество номеров-люксов, стандарт меблировки и оснащения, объем, вид и качество технического оборудования (отопления, установок кондиционирования воздуха, звуковой изоляции, освещения, водопроводной и канализационной сети, санитарных узлов, телефонного и сигнализационного оборудования и т.д.)-, общая отделка внутренних помещений, количество и квалификация персонала, уровень и ассортимент гастрономической продукции, уровень и объем гастрономического обслуживания (с учетом подачи блюд в номера, особенно завтраков).
Самую лучшую пропаганду гостиницы ведут довольные обслуживанием гости. Самая лучшая реклама не поможет, если, приехав на место, гости убедятся, что действительность далека от рекламы. Поэтому всевозможная пропагандистская кампания гостиниц носит чисто информационный характер и не должна быть слишком преувеличенной.
Наиболее распространенной формой рекламирования услуг гостиницы являются проспекты, рассылаемые преимущественно в бюро путешествий и в другие гостиницы.

Проспекты кроме интересной, цветной, привлекающей внимание обложки содержат фотографии внутренних помещений, краткие сведения об объеме и уровне услуг, а также цен за обслуживание. На последней странице часто помещается упрощенный план города с обозначением рекламируемой гостиницы, вокзалов, аэродрома, а иногда основных объектов, памятников и т. д.

Применяются рекламные объявления в иллюстрированных журналах, а также статьи в печати по случаю открытия новой гостиницы, открытия после проведения капитального ремонта и модернизации, по случаю юбилейной даты существования гостиницы и т. п. Красочные наклейки на чемоданы, лучше всего с клеем, охотно разбираются гостями и наклеиваются на багаж и тем самым выполняют пропагандистскую роль. Точно также мелкие предметы обихода с эмблемой и адресом гостиницы раздаются ее дирекцией некоторым гостям (пепельницы, брелки для ключей, оправа для спичечных коробков, бумажники, блокноты и т. п.).

Большое значение для закрепления хорошего мнения о гостинице имеет хранимая у администратора или у директора гостиницы Золотая книга, в которую гости, удовлетворенные пребыванием в этой гостинице, заносят свои замечания и пожелания. В Золотой книге собираются обычно автографы всех знаменитостей, проживающих в данной гостинице, что само по себе является уже рекламой. Предоставление гостям бесплатно фирменной писчей бумаги вместе с конвертами является одновременно дополнительной услугой и рекламой.
В странах с развитым автомобильным движением практикуется помещение рекламных щитов отдельных гостиниц далеко за городом, на шоссе. Эти щиты, расположенные на стенах домов или установленные на земле, бывают покрашены светящимися ночью красками. Они содержат примерно следующую информацию: «Пятнадцать минут пути до гостиницы. Все удобства, низкие цены».

Счетчик