Сопротивление на неровной дороге значительно выше, чем на ровной дороге, вследствие наличия добавочных сопротивлений, возникающих от вертикальных перемещений частей шасси.

Дисциплина движения на дороге. Сопротивление на неровной дороге

Для измерения энергии, затрачиваемой на преодоление этих сопротивлений, может служить эргометр Pette, описание которого дано ниже. Произведенные помощью этого прибора опыты показывают, что в зависимости от состояния дороги добавочное от неровностей сопротивление составляет от 100 до 200% при шинах низкого давления и от 500 до 700% - при шинах высокого давления.

Во Франции не производилось систематических опытов по изучению износа шин в зависимости от типа покрытия. Ввиду многочисленности факторов, от которых зависит износ шин, эти опыты едва ли привели бы к достаточно общим выводам.
Анкетные данные указывают на влияние типа покрытия и лишь частично на влияние его состояния. На основании этих данных срок службы шин на белом шоссе на 25-50% (в зависимости от рода камня и состояния шоссе) меньше, чем на усовершенствованных покрытиях. Скользкость покрытий сокращает срок службы шин. Расход шин на дорогах в равнинной местности приблизительно на 45% меньше, чем на горных дорогах. Существенное влияние оказывает поперечный уклон дороги (повышенная возможность аварий заставляет чаще сменять шины, кроме того имеет место перегрузка правых колес).

Пробег 10-т грузовиков со скоростью 60 км/час по кривым опытной дороги в Венсенне показал, что центробежная сила в 2600 кг вызывает весьма значительный износ шин; в этих условиях шины могут служить только от 3000 до 10 000 км в зависимости от их качества. Россыпь по дороге каменной мелочи для борьбы со скользкостью повышает иногда износ шин втрое.

При ровной поверхности покрытия тип его не оказывает влияния на расходы по ремонту и амортизации машин. Наоборот при плохих дорогах эти расходы быстро растут; однако ввиду трудности оценки состояния дороги и ввиду значительного разнообразия систем автомобилей не представляется возможным с достаточной точностью установить зависимость между состоянием дороги и расходами на ремонт и амортизацию машин.

По анкетным данным на плохих дорогах эти расходы вдвое выше, чем на хороших дорогах. Таким образом расход на ремонт и амортизацию машин, как и расход на горючее, зависит главным образом от состояния покрытия. Поэтому чрезвычайно важно снизить до минимума периоды неудовлетворительного состояния дороги; экономически целесообразное решение здесь возможно только на основе тщательного изучения особенностей движения на каждом участке дороги и выбора покрытия соответственно этим особенностям.

Влияние покрытий на время оборота автомобилей и на их грузоподъемность
Время оборота зависит от средней скорости автомобилей; в конечном же итоге - от свойств покрытия, его профиля и состояния.
Основные требования автотранспорта: 1) небольшой поперечный уклон; 2) наличие виражей; 3) светлый цвет дорожной поверхности и 4) отсутствие скользкости. Только при выполнении этих требований водитель может использовать полную мощность машины и работать без утомления.

Первые два требования проводятся в жизнь при реконструкции дорог. Третье требование является, по нашему мнению, чрезвычайно важным, но для выполнения его сделано еще мало. Большинство наших дорог имеет черные покрытия, темный цвет которых значительно снижает скорость и повышает опасность движения в ночное время. Нужно стремиться к осветлению черных покрытий применением кварцево-известияковой каменной мелочи и других мер, которые окажутся целесообразными на практике.

Счетчик