Экономический эффект автодорожного транспорта (как и всякого другого вида транспорта) зависит прежде всего от того, как он осуществляет грузовые и пассажирские перевозки.

Дисциплина движения на дороге. Развития транспортных потоков

Главнейшие факторы, ограничивающие выполнение этих функций, следующие:
1) задержки от движения;
2) неудовлетворительная трассировка дорог и плохая планировка пересечений;
3) аварии при движении;
4) неправильное пользование дорогой;
5) вредное действие повышенной скорости, выражающееся в износе покрытия и в увеличении стоимости его содержания;
6) вредное действие тяжелых нагрузок;
7) наличие неровностей поверхности, вызывающих колебания автомобилей;
8) недостатки конструкции и неудовлетворительное состояние повозок.
Развитие автодорожного транспорта будет зависеть от того, насколько можно устранить перечисленные факторы.


Законы развития транспортных потоков еще мало изучены. Тем не менее является возможным определить перспективную грузонапряженность дороги, а отсюда найти потребную пропускную способность ее и необходимую ширину.
Необходимо тщательно изучить издавна установившиеся обычаи пользования дорогой, выработать твердые правила движения и затем обеспечить их выполнение соответственной воспитательной работой с населением. В настоящее же время часто имеет место неправильное пользование дорогой, вызывающее задержки в движении и повышение стоимости транспорта. Так, повозки, следующие по неразрешенной стороне, снижают пропускную способность дороги и повышают возможность аварий. На дорожных магистралях, имеющих проезжую часть шириной 12 м, преимущества этой ширины же всегда могут быть использованы вследствие того, что некоторые повозки держатся середины дороги, и потому фактически получаются всего лишь две полосы скоростного движения вместо четырех.

Равным образом стоянки повозок у краев дороги часто снижают ее пропускную способность на 50%; остающаяся свободной ширина дороги выдерживает при этом ненормально большую нагрузку и потому быстро изнашивается.
Необходимо тщательно изучить влияние скорости на износ покрытия. Для некоторых типов покрытий это влияние гибельно, для других - мало заметно.

Следует подчеркнуть большое значение своевременного текущего ремонта, в особенности при больших скоростях движения, когда износ покрытий быстро увеличивается вследствие динамического действия повозок, возникающего от неровностей. Быстрота износа, можно сказать, пропорциональна некоторой степени неровности покрытия.

Повреждения дорог от тяжелых, превышающих нормы, нагрузок трудно поддаются учету, но во всяком случае вызывают необходимость в усиленном ремонте. Равным образом срок службы покрытий значительно сокращается от применения неудовлетворительных шин в повозках.
Шум от движения повозок приносит серьезный вред проезжающим по дороге и окрестным жителям. Необходимо принять меры к снижению шума, и в этом отношении можно многое сделать.

Вопрос о выхлопных газах также требует ближайшего рассмотрения. Существует мнение, что причиняемый ими вред значительно больше, чем обычно предполагается.
Господствовавшее прежде представление об антагонизме между дорогой и движением по ней, как между броней и пулей, нельзя считать правильным. Движение и дорога должны рассматриваться как части одного целого. Они должны быть приспособлены друг к другу так, чтобы потребности каждого из них были удовлетворены возможно полнее.

Счетчик