Наблюдения, произведенные над 1250 плитами, в которых швы были устроены попеременно со штырями и без штырей, подтвердили, что у швов со штырями образуется много трещин. Подобные же наблюдения над продольными швами показали, что при отсутствии штырей трещин почти не бывает, а при наличии штырей почти всюду имеется от 1 до 4 трещин. То же относится к швам со шпунтовым соединением. По этим причинам при слабых грунтах предпочтительно увеличивать толщину плит, а не усложнять конструкцию швов.


Цементощебеночные покрытия. Швы сжатия

Швы сжатия, а также рабочие швы лучше заменять швами расширения. Швы сжатия под действием проезда несколько уширяются и требуют тщательного содержания, очень затруднительного ввиду малой ширины швов. Между тем, швы расширения хотя и стоят дороже, но легче поддаются ремонту.

Для заполнения швов применяют твердые и жидкие заполнители. Первые, несмотря на большую их стоимость, предпочитаются, так как укладка их проще.


В отношении трещинообразования плиты могут быть разделены на два вида: широкие (шириной более 6 м) и узкие. В широких плитах возникающие от разницы температур и при твердении бетона продольные и поперечные напряжения приблизительно одинаковы по величине.

1) В широких плитах продольные трещины легче всего образуются у швов, количество их уменьшается от середины плиты к краям ее; поперечные трещины образуются преимущественно у краев в средней части плиты, иногда продольные трещины преобладают над поперечными; имеющиеся наблюдения показывают соответствие этих утверждений с практикой.

2) В узких плитах поперечные трещины легко образуются в средней части плиты, продольные трещины возникают лишь после поперечных. При этом продольные трещины- образуются легче у краев плиты, чем в средней ее части, что следует объяснить напряжениями, возникающими от ударов колес повозок. Общее число поперечных трещин примерно в 26 раз превышает число продольных трещин.

Трещины более позднего происхождения могут быть вызваны изменением с течением времени физических свойств бетона - модуля упругости, теплоемкости, коэффициента расширения. Возможно, что эти факторы способствуют повышению напряжений в плите и что, когда напряжения превзойдут временное сопротивление бетона, появляются трещины.

Для уменьшения трещинообразования следует определять ширину плиты с учетом климатических условий и принимать меры к тому, чтобы достигнуть возможно большей однородности строения плиты. Кроме того, применяется легкое армирование, при чем арматура располагается у верхней поверхности плиты. Вес арматуры зависит от ширины и длины плиты. При плитах шириной более 6 м поперечная арматура делается сильнее продольной. При плитах шириной менее 6 м арматура более уместна при значительном движении. При плитах длиной более 10 м увеличивают количество продольной арматуры.

Для предупреждения скользкости применяются следующие конструктивные меры:
1) Рассыпка по поверхности свежего бетона щебня с втрамбовыванием его в бетон. Щебень размером 5-6 см рассыпают в количестве 0,02 м3 на 1 м2 и втрамбовывают в бетон таким образом, чтобы щебенки одной из своих поверхностей выступали над поверхностью бетона на 6 мм. Этот способ применяется для уклонов 5-16%.
2) Насечки на бетоне. По только что уложенному бетону уплачивают через 7 см под углом 60-70° к оси дороги стальные прутья диаметром 15 мм. Затем производят укатку ручным трехвальцевым катком. Когда прутья погрузятся в бетой на половину их толщины, прекращают укатку и осторожно вынимают прутья. Этот способ лримеяяется для уклонов 3-5%.
3) Цементированное шоссе (сандвич или по способу пропитки) иринимается для уклонов 5-9%.
4) Укладка по бетону битумных смесей. Этот способ применяется на бетонных дорогах, ставших скользкими от движения повозок.

Счетчик