В Японии, кроме обычного цементного бетона, применяется еще бетон Kosck, составленный из цемента и щебня (без песка). Последний тип считается особо подходящим для гужевого движения и по мере увеличения автодвижения постепенно вытесняется нормальным бетоном.
Большая часть (91%) цементобетонных дорог - двухслойная. Толщина плиты от 13 до 20 см в зависимости от грунта земляного полотна и веса повозок, верхний слой делается толщиной 4-5 см, независимо от общей толщины плиты.

Цементощебеночные покрытия. Число замесов

Следует отметить, что из годовой продукции цемента в 3 800 000 м около 13% расходовалось на дорожное строительство.

Верхний слой бетона изготовляется преимущественно из щебня, нижний - из гравия. При выборе агрегата нужно изучить его округлость, степень плитчатости и соотношение между максимальными и минимальными размерами щебенок; также изучается влияние этих характеристик на сопротивление бетона растяжению и сжатию.

Для бетонных дорог практически применяют следующие поперечные уклоны в зависимости от способов производства работ: при отделке финишерами - 1/60 (1,67%); при выглаживании лентой - 1/50 (2%); в прочих случаях - 1/40 (2,5%).

При укладке бетона предварительно подсчитывается число замесов, необходимое для одной плиты; бетон укладывают возможно ровным слоем. Уплотнение производят пневматическими или ручными трамбовками. Для устранения неровностей применяют шаблоны, передвигаемые вручную; затем выглаживают дорогу вручную лентами. Поверка ровности дороги во время постройки производится 3-м рейками (в продольном направлении) и шаблонами (в поперечном направлении). Готовое покрытие поверяется подвижным профилометром американского типа г. Отклонение по высоте не должно превышать ± 9 мм.

Для выдерживания бетона в период твердения применяется почти исключительно рисовая солома, часто в виде матов.
Расстояние между поперечными швами делается 9-10 м, ширина шва обычно 1 см. Опыт показал, что простейший тип шва - наилучший. Для предупреждения просадок концов плит на ненадежных грунтах земляного полотна иногда соединяют концы плит штырями или укладывают под шов бетонный фундамент. Однако, эти меры усложняют конструкцию, а кроме того приводят к образованию трещин, так как штыри или фундаменты под швами не позволяют плитам расширяться и сжиматься независимо друг от друга, вследствие чего в плитах возникают дополнительные напряжения.

Счетчик