Для цементного бетона коэффициент шероховатости колеблется от 0,2 до 0,8, что объясняется следующими обстоятельствами. Значения 0,2-0,4 отвечают бетону, в котором щебенки в большинстве не доходят до поверхности и качение происходит по скользкому слою цемента, склонному в дальнейшем полироваться. Значения 0,7 и более имеют место, если поверхность качения образована крупнозернистым раствором или мозаикой щебенок, втопленных в такой раствор. Значения 0,5 имеют место в покрытиях, где сильным движением хотя и обнажены щебенки, но раствор между ними заполировался. В силу этого необходимо, чтобы уже при сдаче дороги в эксплуатацию на поверхности бетона был обнаружен щебень без всякой пленки цемента, хотя бы она и была столь тонка, что позволяла бы различать щебенки.

Цементобетонные дороги

Цементобетонные дороги в Швейцарии нашли применение главным образом за последние годы (начиная с 1928 г.). Причиной развития цементобетонных покрытий нужно считать не только их удобство, но в значительной степени и желание если не полностью избежать применения материалов, импортируемых из-за границы (битум, брусчатка, песок), то по крайней мере существенно сократить его.

Исчисление экономии, получаемой от применения цементобетонных покрытий, в настоящее время нужно считать недостаточно надежным, так как ряд факторов строительного, амортизациониого и эксплуатационного характера еще далеко не изучен. Особенно это относится к эксплуатационным расходам, которые, кроме самого типа одежды, зависят еще от способа постройки, от качества надзора, способа содержания, размеров и рода движения.

За последнее время каменные основания заменяются песчаными или гравийными.
Это основание перед укладкой бетона слегка укатывается без поливки водой.

Признано, что такие основания имеют следующие преимущества:
1) смягчают температурные влияния на покрытия;
2) предохраняют грунт основания от мороза;
3) равномерно распределяют нагрузку;
4) обеспечивают водоотвод.

Арматура состоит из сетки, сплетенной из прутьев 8-мм круглого железа. Сетка состоит из квадратов со стороной 0,30 м или прямоугольников, у которых продольное измерение (по оси дороги составляет 0,25 м и поперечное - 0,35 м. 7
У краев плиты обычно укладываются дополнительные прутья диаметром 18 мм.

Содержание бетонной дороги сводится к своевременной очистке и заполнению битумной смесью швов и трещин.
Швы рационально заполнять асфальтовой смесью или смесью битума, асбеста и известняка, В последние годы для заполнения швов применяется специальная асфальтовая смесь кольпровия употребляемая в холодном состоянии. Содержание битумного материала в таких швах 11-15%.

Методы и инструменты для измерения износа за последние годы не изменились. Износ бетонных дорог меньше, чем износ дорог всех других типов, при чем износ в 0,5 мм на одной дороге был получен при проходе 200 000, а на другой - 1 900 000 повозок.
В Швеции считают цементобетонные покрытия наименее опасным видом покрытия с точки зрения заноса автомобилей. Незначительность поперечного уклона этих покрытий также уменьшает возможность заноса.

Зимой и, в особенности, поздней осенью при попеременном подмерзании и оттаивании тонкого слоя льда бетонные покрытия также обнаружили хорошие качества, так как ледяная корка хорошо сцепляется с бетонной поверхностью. Это обстоятельство имеет особое значение при торможении.

Счетчик