При приготовлении бетона обращается серьезное внимание на соблюдение расчетных составов и на учет влажности песка, в силу чего почти повсеместно прививается отмеривание песка по весу. Вода дозируется по меньшей мере с точностью 1 л на 100 кг цемента, при чем точное отмеривание воды значительно облегчается постановкой на бетономешалке счетчика. Количество потребной воды назначается ежедневно, при чем консистенция бетона контролируется осадкой конуса или для смесей очень жестких - пробным трамбованием.

Цементощебеночные покрытия. Приготовление и укладка бетона

Верхний слой для обеспечения лучшего сцепления укладывают до схватывания бетона в нижнем слое. Укладку бетона следует производить с энергичным трамбованием или вибрацией, обеспечивающими хорошее уплотнение жестких смесей с большим содержанием фракций щебня. К этому стремятся для получения более совершенной для езды и более долговечной одежды. Для укладки и последующей обработки применяют описанные ниже специальные машины. Обработка ими бетона позволяет достигнуть того, чтобы частицы щебня, образующие стойкий против износа скелет бетона, равномерно повсюду выходили на поверхность уплотненного бетона без образования на поверхности слоя раствора, делающего износ неравномерным.

Для уменьшения разрушений, берущих свое начало у поперечных швов, в настоящее время уменьшают число швов, делая расстояние между ними 16 и 20 л вместо прежних 10 м. Даже расстояние в 25 м не причиняет никаких серьезных неудобств. Во избежание- ударов особое внимание уделяется расположению кромок плит у швов в одном уровне, а также своевременной добавке в швы в самом начале их раскрытия заливочного состава.

Устанавливается также стремление заполнять швы окрашенными составами, что делает их более видимыми.
Заслуживают описания следующие два оправдавшие себя способа устройства швов: При укладке бетона в шов закладывают полосу фанеры толщиной 3 мм в уровень с плитой.

Оси щеток вертикальны, они вращаются во встречном направлении и благодаря шарпирному приводу всегда свободно опираются на поверхность одежды. Длина проволок щеток (сделанных из твердой струнной стали) 55 мм в новой щетке и не менее 40 мм в изношенной; диаметр проволоки 0,35 мм. Благодаря гибкости проволок щетки не могут повредить щебенок. Каждая щетка имеет 1200 пучков по 70 проволок, распределенных на кольце с наружным диаметром 60 см и внутренним диаметром 40 см. Щетки вращаются со скоростью 250об/мин. и их вес 23 кг, кроме того они могут быть подняты одна независимо от другой вверх, а также догружены для повышения давления на дорогу.
Исследование скользкости бетонных дорог. Для изучения скользкости бетонных дорог был применен специальный прибор.
За показатель скользкости и, следовательно, за показатель шероховатости принималась отнесенная к вертикальной нагрузке сила трения, возникающая при движении автомобильного колеса, расположенного под углом 30° к направлению движения, со скоростью 30 км/час при давлении воздуха в шине 2 кг/см2.

Теоретически опасность скольжения возникает, если коэффициент шероховатости меньше, чем коэффициент трения, возникающий при отрицательном ускорении торможения. При хорошо отрегулированных тормозах это ускорение составляет обычно 8 м/сек. и позволяет затормозить при скорости 70 км/час на 20-м площадке.

Опыт подтверждает, что при умелом управлении даже внезапное торможение не влечет опасности, если коэффициент шероховатости более 0,8. Надежность езды еще сохраняется (если скорость не более 70 км/час) при коэффициенте шероховатости 0,7-0,5, но утрачивается уже, если его величина менее 0,4. Исследования показали, что на сухих покрытиях коэффициент шероховатости равен 1 и более; на мокрых он колеблется от 0,2 до 1,1. Низшие значения соответствуют трамбованному асфальту и торцовой мостовой, средние - брусчатке и мозаичной мостовой и высшие - специальным нескользким покрытиям.

Счетчик