Содержание цемента в 1 м3 бетона должно быть для верхнего слоя от 350 до 450 кг, а для нижнего - от 250 до 300 кг; при однослойной конструкции - от 300 до 400 кг. Водоцементное отношение для верхнего слоя принимается в пределах от 0,45 до 0,55, а для нижнего -от 0,45 до 0,60; его следует поддерживать возможно меньшим, доводя до величины, не большей той, при которой бетон приобретает консистенцию, допускающую его укладку. При указанной выше крепости породы для щебня фактическая прочность бетона лежит близко к 640 кг/см2 для верхнего слоя и 480 кг/см2 - для нижнего слоя.

Цементощебеночные покрытия. Укладка бетона.

Начиная с 1930 г. для укладки бетона применялись трамбовочные и отделочные машины системы Динглера.
По окончании бетонирования в течение 24 час. бетон защищался шатрами, после чего на 2-3 недели его засыпали песком, который поддерживался во влажном состоянии. При ночных заморозках под шатры ставились для согревания воздуха жаровни.
Бетонные дороги, построенные в Польше, двухслойны. Толщина верхнего слоя 4-5 см, толщина нижнего слоя 7-8 см и при тяжелом движении доходит до 15 см. Сечение плиты утолщается к краям за исключением одной дороги, для которой щебеночное основание было выровнено тощим бетоном.

С целью выяснения целесообразности устройства бордюров на одной дороге были построены участки с ними и без них, при чем было констатировано, что образование трещин значительнее при наличии бордюров. Это объясняется, по-видимому, большей подвижностью плиты при отсутствии бордюров. К неудобству бордюров следует отнести необходимость более раннего закрытия движения на дороге, на которую укладывается бетонная одежда. Положительной стороной устройства бордюров является возможность более точного соблюдения профиля, чем при деревянных формах, несколько всегда смещающихся при трамбовании.

При постройке бетонных дорог, в Финляндии в период 1930- 1933 гг., большое внимание уделялось вопросу экономии цемента. При устройстве двухслойной плиты с арматурой в количестве 1,13 кг/м2 (уложенной на щебеночном шоссе) общей толщиной 15 см (10,5 + 4,5) содержание цемента 1 в м3 бетона составляло 215-220 кг в нижнем слое и 310-315 кг в верхнем слое (в среднем 40-40,5 кг/м2).
Контрольные кубики из такого бетона обнаружили через 28 дней следующее временное сопротивление соответственно для нижнего и верхнего слоя: на сжатие 472,8 и 509,8 кг/см2; на растяжение при изгибе 41,9 и 61,2 кг/см2.
Сопротивление сжатию бетонных кубиков через 28 дней, вырезанных из одежды, было в среднем 400 кг/см2 при объемном весе бетона 2,35.

Добиться указанных результатов удалось благодаря следующим условиям работы:
а) тщательному контролю гранулометрического состава песка и щебня;
б) применению сравнительно крупного щебня (65 мм для нижнего и 45 мм для верхнего слоя); это позволило подбором гранулометрического состава насытить бетон сильнее, чем обычно, каменными обломочными материалами, применяя составы по весу 1 : 3,5 : 5,5 до 6 для нижнего и 1 : 2,5 : 3,5 до 4 для верхнего слоя;
в) снижению водоцементного отношения до 0,35-0,40;
г) тщательному приготовлению смеси и
д) машинному уплотнению бетона финишером. Наблюдавшийся износ дороги (ширина 6 м, постройка 1930 г..) составлял в год максимум 0,3 м в среднем был менее 0,1 мм (грузонапряженность в сутки 3620 т автотранспорта и 180 т гужа). Поверхность одежды, несмотря на крупный размер щебня, оставалась все время ровной и достаточно шероховатой без всяких следов разрушения. На бетоне наблюдалось очень мало трещин, при чем они образовались в тех местах, где плита покоилась не полностью на старом шоссе и где, следовательно, основание не было однородным.

Счетчик