Изучение износа бетона в дороге продолжается и в настоящее время с целью установить зависимость между сопротивлением износу и сжатию, что позволило бы по результату испытания на сжатие (которое выполнить относительно легко) вычислять показатель износа.

Цементощебеночные покрытия. Цементированное шоссе

Наибольшее значение придается следующим направлениям дальнейшей работы:
1) развитию экспериментально проверенной теории расчета плиты, что дало бы возможность определять усилия, возникающие в бетоне, при данных условиях опоры плиты, от связей ее, от объемных изменений, происходящих при твердении цемента, и от внешних сил;
2) производству специальных цементов, которые дали бы возможность получать бетоны менее чувствительные к температурному и влажностному режимам и в то же время менее хрупкие (с малым модулем упругости), но не в ущерб их сопротивлению сжатию и изгибу. Это дало бы возможность увеличить срок службы бетонных покрытий, разрушающихся не от истирания, а от образования трещин, которое указанными свойствами материала будет тормозиться.

В 1932 г. в Нанкине построен опытный участок дороги с применением цемента. Участок имеет протяжение 800 м и состоит из 14 секций, охватывающих: цементобетонные покрытия разных типов (однослойные, двухслойные, без арматуры и с бамбуковой арматурой), цементированное шоссе (три разновидности) и бетонные колеи в булыжной мостовой (Tan-Shn).

Наибольший интерес представляет применение бамбуковой арматуры. Бамбук применяется в виде стержней квадратного сечения от 0,6 до 1 см2, вырезанных из толстого бамбука. В поперечной арматуре стержни укладывались через 20 см; в продольной - через 8 см.

Испытание бамбука дало следующие результаты (среднее из 220 образцов):
Бамбук рассматривается как материал, который можно будет в будущем использовать для армирования бетона. Однако, вопросы о сроке службы бамбуковой арматуры и о сцеплении бамбука с бетоном подлежат еще изучению.

Бамбук употребляли и для соединительных стержней (штырей) в швах; стержни эти делались диаметром 3 см, длиной 90 см и располагались через 33 см. Отметим также применение бамбуковых труб в качестве дренажа под обочинами (взамен наших песчаных воронок).
Толщина бетонных полос 18 см, состав бетона 1:2:4, швы расширения через 25 м.

Движение на опытном участке составляет в сутки: автомобилей - 300, из них половина - тяжелые грузовики, конные повозки - 400; один-два раза в месяц проходило около десятка танков и военных грузовиков на железных шинах.

Количество цементобетонных дорог в Польше крайне незначительно и составляет в общем итоге, включая первые покрытия, относящиеся к 1912 г., около 100 000 м2. Тем не менее, опыт постройки, хотя и коротких участков, относящихся к последним годам позволяет высказать ряд положений и констатировать весьма успешную службу цементобетонной одежды в условиях смешанного движения. Последнее обстоятельство, рассеивая существовавшее против цементобетонной одежды предубеждение о непригодности ее для металлических шин, открывает одновременно для этого типа дорог большие перспективы.

Все бетонные дороги Польши возведены на основаниях из старых дорог. От основания бетонной дороги следует требовать устойчивости; оно должно быть хорошо дренировано. Недостаточное дренирование, приводящее к застою вод, способствует образованию продольных трещин.
В Польше к материалам для дорожного бетона предъявляются следующие требования: песок должен быть по возможности с большим содержанием кварцевых зерен и иметь крупность от 0 до 5 мм. Щебень для верхнего слоя должен быть преимущественно из гранита, диабаза, порфира, базальта, сиенита, кварцита - крупностью 5-25 мм. Для нижнего слоя крупность щебня должна быть 5-35 мм; разрешается также применять кремнистый песчаник. Щебень пропускается через две дробилки, при чем валунный камень может быть использован для верхнего слоя только после сортировки. Порода должна иметь сопротивление сжатию не менее 1600 кг/см2 для верхнего слоя и не менее 1200 кг/см2 - для нижнего, водопоглощаемость щебня должна быть соответственно не более 1% и 2,5%. Износ на круге Дорри для верхнего слоя должен быть не более 0,55 мм. От цемента через 28 дней требуется сопротивление сжатию не менее 550 кг/см2 и разрыву не менее 35 кг/см2. Начало схватывания - не ранее 2 часов и остаток на сите 4900 - не более 5%. Стараются применять цементы быстро твердеющие, при которых быстро стабилизуются все свойства бетона.

От дорожного бетона требуется сопротивление сжатию через 28 дней не менее 300 кг/см2 для верхнего слоя и не менее 225 кг/см2 - для нижнего слоя (ребро куба 10 см; = 0,50) и сопротивление растяжению при изгибе 40 кг/см2, определенное через 28 дней на балочках 15 X 15 X 70 см (пролет 60 см). Объемный вес бетона определенный на кубиках со стороной 20 см, высушенных при 110°должен составлять от 2,30 до 2,55. Водопоглощаемость после 28-дневного погружения в воду должна быть не более 6%, износ на круге Боме не более 0,35 мм (после 440 оборотов).

Счетчик