В настоящее время отказались от бетона с особо высоким содержанием цемента и считают, что в 3 бетона должно быть цемента от 500 до 400 кг для дорог со смешанным движением и не менее 350 кг - для автострад. Дальнейшее снижение количества цемента нецелесообразно, в особенности для нижнего слоя, так как именно в нижнем слое, хотя и не воспринимающем непосредственно действие колес повозок, развиваются наибольшие растягивающие напряжения.

Цементощебеночные покрытия. Изучение проблемы износа

Стальное цилиндрическое сверло имеет толщину стенок 7 мм и заканчивается снизу зазубренной коронкой. Сверло делает 100-160 об/мин., что отвечает скорости сверления 1 см в 2 мин.

В качестве абразивного материала применяются стальные шарики диаметром в 2 мм в смеси с мелким кварцевым песком. Для высверливания одного образца высотой 20 см необходимо 200 г стальных шариков.
Большое значение в Италии придается вопросу износа бетонных дорог железными шинами гужевого транспорта, изучаемому на опытных участках с поставленной на них специально для этой цели ездой двуколок с конной тягой.

На диаграмме приводятся данные об износе бетона после прохода 100 000 т. Испытывались 36 образцов бетона при разном содержании воды (бетон на гранитном щебне с 600 кг цемента в кубометре бетона) при прочих равных условиях. Диаграмма показывает значительное уменьшение сопротивления износу при увеличении количества воды настолько, что увеличение содержания воды на способно вызвать чувствительное увеличение износа.

Из этой диаграммы можно также усмотреть значительное отклонение средних результатов от крайних в пределах одной и той же серии образцов (вероятное отклонение 14% и возможное до 49%), что свидетельствует о большом влиянии прочих рабочих условии, несмотря на повышенную аккуратность работы для экспериментальных целей.

Влияние этих прочих факторов работы сказалось на сравнительной величине износа по данным двух параллельных определений для одного и того же образца. При полной однородности бетона отношение этих величин должно было бы быть равным единице, а в действительности оказалось в пределах от 1 до 2.

Существенным оказалось также влияние на износ бетона качества щебня (известняк и щебень изверженных пород), при чем износ бетона оказался гораздо более значительным при известняковом щебне, чем при щебне изверженных пород, даже при наиболее крепких известняках (французский коэффициент Деваля 14-15). Опыты показали также, что начиная с известных пределов более тощие бетоны лучше сопротивляются износу, чем жирные, и что увеличение содержания цемента сверх 400 кг в 1 м3 не дает уже устойчивого увеличения сопротивления износу.

Счетчик