В действительности трещины не образуются, и потому однослойное покрытие не имеет никаких преимуществ.
Наконец, о дозировке. Для получения более жирного бетона для верхнего слоя при том же общем расходе цемента прежние соотношения 1:2:4 для нижнего слоя (280 кг цемента на 1 м3) и для верхнего слоя (420 кг на 1 м3) были в виде опыта изменены соответственно на 1 : 2 : 472 (250 кг) и на 1 : 1,1 : 1,7 (600 кг). Опыт дал прекрасные результаты, что заставило принять новую дозировку.


Цементощебеночные покрытия. Бетонные дороги в Италии.

В Италии бетонные дороги делятся в основном на два вида: автострады, предназначенные исключительно для легкового автотранспорта, и бетонные дороги для автогужевого транспорта. Автострады строятся из бетона со сравнительно невысоким содержанием цемента, покрываемого сверху поверхностной обработкой с россыпью гравелистого песка. Дороги для смешанного движения сделаны, по крайней мере в верхнем своем слое, из бетона с высоким содержанием цемента и без поверхностной обработки х. Более высокое качество бетона на дорогах этого типа вызвано сильным изнашивающим действием железных шин, воздействующих непосредственно на бетон. На автострадах непосредственное воздействие автомобильных шин воспринимается слоем поверхностной обработки, который требует, однако, систематического за ним ухода.

Поверхностная обработка бетона на автострадах объясняется опасениями в отношении его скользкости и неблагоприятного влияния светлого цвета на видимость пути водителем. В действительности эти опасения преувеличены, так как бетон от езды быстро теряет свой светлый цвет, а поверхность может быть сделана (соответственной отделкой) достаточно шероховатой.
Принципы, примененные для строительства первых бетонных автострад (Милан, Комо, Варезе), сохранились даже в самых последних постройках.

Для дорог же со смешанным движением, на которых продолжается работа по отысканию наиболее совершенных технических решений, лишь некоторые положения окончательно закрепились. К таким положениям относятся: устройство продольного шва, частое расположение поперечных швов, отказ от металлической арматуры, исключительное применение высокосортного цемента, высокое содержание цемента в бетоне либо по всей толщине, либо (при двухслойной конструкции) в верхнем слое.
От применения бетона без песка в Италии совершенно отказались.

Материалы и составы, применяемые для бетонных дорог, характеризуются следующими данными.
Согласно ТУ Миланского округа щебень для однослойной дороги должен иметь износ на барабане Деваля не более 5% и сопротивление сжатию не менее 1000 кг/см2. Для верхнего слоя двухслойной дороги (которая устраивается при наличии гужевого транспорта) износ должен быть не более 3%, а сопротивление сжатию не менее 1300 кг/см2.

Крепость дорожного бетона, уплотненного пневматическим трамбованием, при содержании в 1 л3 бетона 600 кг высокосортного цемента достигает значительной величины. Так, например, высверленные из дороги Дель Тонале цилиндрические образцы 15 X 15 см обнаружили через 7 месяцев сопротивление сжатию от 689 до 815 кг/см2. Бетонные кубики со стороной 12 см, взятые из городского покрытия в Коме, обнаружили при приемке сопротивление сжатию от 824 до 886 кг/см2 при содержании цемента 500 кг в 1 м3 бетона и от 643 до 856 кг/см2 при 400 кг цемента в 1 л3 бетона.

Счетчик