До последнего времени в городах часто приходилось применять покрытия иного вида, чем бетон, из-за невозможности расположить на месте работ оборудование и материалы. Это затруднение сейчас не имеет значения, так как свойства употребляемого цемента позволяют перевозить на дальние расстояния предварительно перемешанный бетон даже при отсутствии грузовиков с опрокидывающимися кузовами. На узких улицах, где нельзя развернуть машину, рекомендуется употреблять самосвалы, опрокидывающиеся на три стороны.

Цементощебеночные покрытия. Подготовка грунтового основания


Транспортированный бетон, если его перекинуть на месте работ раза два лопатами, по качеству отнюдь не хуже только что вышедшего из бетономешалки.
Естественно, однако, что нагрузка, перевозка и укладка бетона должны выполняться очень быстро, чтобы не произошло схватывания бетона до укладки его в дорогу.

Подготовка грунтового основания имеет для городских дорог еще большее значение, чем для загородных, и является первым условием строительства. Подготовка требуется не только на ненадежных, но и на хороших грунтах. Несущая способность их часто может оказаться неравномерной вследствие местных разрытии или при расширении существующей дороги. В этих случаях рекомендуется разрыхлить старое основание и произвести укатку равномерно по всей его площади. Над канализационными трубами целесообразно усилять бетон арматурой, что с точки зрения стоимости не встречает возражений.

Едва ли нужно настаивать на обязательном применении арматуры на слабых грунтах.
В практике Хильверсума на подходах к ж. д. путепроводу (на песчаной 5-м насыпи) было устроено бетонное покрытие без арматуры сейчас же после окончания земляных работ на легком основании. Это покрытие восприняло осадку насыпи и теперь через 372 года не имеет никаких дефектов. Очевидно, тщательно уложенные бетонные плиты могут безопасно выдерживать значительные осадки полотна. Поэтому в противоположность старому мнению, что для устройства бетонных дорог требуется твердый грунт, нужно считать, что эти дороги сыграют крупную роль также и в местностях с неустойчивым грунтом.

Весьма важным вопросом являются устройство и расположение швов. Опыт нескольких лет строительства Хильверсума показал, что наилучшей конструкцией швов будет самая простая, потому что заполнение швов возможно лишь при почти законченном покрытии; кроме того, играет роль возможность механического трамбования покрытия сразу по всей поверхности.

Счетчик