В условиях неблагоприятных грунтов, где обычная плита длиной 25 м дает трещины, дорожное управление недавно предложило усилить поперечный профиль устройством (при ширине плиты 3м) двух продольных балок трапецоидального сечения. Эта конструкция, увеличивая площадь поперечного сечения лишь на 2%, значительно увеличивает жесткость плиты.

Цементощебеночные покрытия. Неблагоприятные грунты.

Трапецеидальное сечение балок имеет следующие преимущества: Увеличивает поверхность соприкасания верхней части балок грунтом настолько, что средняя часть плиты шириной 1,5 м может быть сделана сравнительно малой толщины. В то же время в крайних частях плиты, получаются две консоли (выступы) шириной по 25 см.

В то время как для обычной конструкции площадь поперечного сечения плиты равна 5700 см2, здесь она составляет 5812 см2, т. е. сечение увеличивается на 2%. Арматура из трех стержней диаметром 16 мм, располагаемая в обычных плитах у краев их, здесь перенесена в нижнюю часть балок, где она лучше используется.

В итоге показатель жесткости увеличивается до 204%. Момент сопротивления увеличивается до 144%. В производственном масштабе эта система впервые была применена при постройке дороги Амстердам - Вельзен. Устройство корыта для трапецеидальных балок было произведено вручную (в сыпучем песке), после чего откосы и дно корыта были политы цементным молоком с целью предупреждения деформации корыта и проникания грунта в бетонную массу во время укладки и трамбования бетона. 0 той же целью в промежутках между балками был заложен толь. Поперечные швы толщиною 2,5-5,0 см были устроены из Камышевых матов, прошитых проволокой и поставленных вертикально стволами. Сверху их покрывали железными скобообразными крышками. Для заполнения швов балок применяли сахарный тростник и дерево. Каркас расставляли заранее на местах, а потом с обеих сторон укладывали бетон.

Когда бетон достаточно затвердевал, железные крышки снимались и верхняя часть шва заполнялась смесью из продувочного (окисленного) битума, машинного масла и древесных опилок. Эта смесь обладает следующими преимуществами:
1) она лучше прилипает к бетону, чем обычные асфальтовые (Смеси;
2) менее чувствительна к изменениям температуры, чем битум, полученный дистилляцией;
3) древесные опилки дают особенно вязкий заполнитель, способный без нарушения структуры выдерживать удары при низкой температуре.
При заполнении швов стволы камыша не заливаются полностью могут служить для задержания битума, выжимаемого из шва в жаркое время.
Заливку следует производить в 3-4 приема, иначе смесь, охлаждаясь, опустится ниже поверхности плиты.

Судя по работе этих швов до настоящего времени, в будущем не потребуется новой заливки их.
Бетонные дороги, кроме города Хильверсума, не имеют в Голландии широкого распространения. Поэтому правильно будет для суждения о городских бетонных дорогах описать построенные в указанном городе.

Одним из недостатков бетонных дорог являются затруднения при устройстве подземных (канализационных и др.) сооружений и при их перестройке. Нужно рекомендовать в дальнейшем при проектировании канализационных сетей считаться с полезностью более продолжительного срока их службы до первого ремонта. Строителям же дороги следует принимать меры, устраняющие необходимость в разломке дороги. Так, в Хильверсуме через каждые 15-25 м заранее укладывают под бетонной дорогой поперечные трубы. На пересечениях улиц с напряженным движением, особенно служащих подъездными путями к развивающимся кварталам, предусмотрены короткие секции с покрытиями, легко поддающимися восстановлению. Отличная от обычной окраска этих покрытий, кроме всего прочего, сигнализирует водителю об осторожности. Такая мера значительно сокращает число разрытии. Так, в Хильверсуме не было ни одного случая вскрытия бетона, хотя город развивается весьма быстро.

Счетчик