Дороги из цементного бетона строятся на естественном и на специально построенном основаниях. В первом случае земляное полотно должно быть подготовлено так, чтобы оно было равномерно прочным, при чем, если грунт хорошо пропускает воду, то он должен быть перед укладкой бетона смочен; если же он не пропускает воды, то следует прибегнуть к устройству дренажа.

Цементощебеночные покрытия. Однослойная дорога

При использовании старого шоссе для основания поверхность, его должна быть выровнена в соответствии с профилем дороги и, если при этом для заравнивания неровностей пользуются бетоном, то следует предупредить его сцепление с бетонной плитой;
Опыт Германии показал неудовлетворительную службу тонких бетонных одежд; поэтому в настоящее время для толщины плиты приняты следующие наименьшие значения:
15 см - на прочном и устойчивом основании (старое шоссе),
18 см - на устойчивом естественном основании,
20 см - при средних условиях естественного основания,
25 см - при естественном основании сомнительных свойств.
При применении арматуры указанные толщины уменьшаются на 2 - 5 см (но во всяком случае делаются не менее 13 см).


Плиту, имеющую толщину не более 15 см, следует устраивать однослойной; если же ее делают в силу каких-либо причин двухслойной, то бетон для обоих слоев должен быть одинаковым или иметь по крайней мере одинаковое содержание цемента в 1 м3 бетона.
В техническом отношении однослойная дорога предпочтительнее двухслойной, однако при значительной толщине плиты, по соображениям экономического характера, ее делают двухслойной, применяя для нижнего слоя, где напряжения меньше, бетон более тощий, но не слишком разнящийся от бетона верхнего слоя, во избежание возникновения растягивающих напряжений между двумя слоями.

Нет прямой необходимости применять для дорожного бетона быстро твердеющий цемент; только если возникает необходимость в раннем открытии дороги для движения, следует применять быстро твердеющий цемент для участков, строящихся в последние дни производства работ.

Наименьшее содержание цемента в 1 м3 бетона должно быть 250 кг для нижнего и 350 кг для верхнего слоя. Количество добавляемой в бетон воды должно быть для верхнего слоя минимально необходимым для уплотнения (трамбованием, вибрацией, укаткой или другими способами), а для нижнего слоя, как правило, несколько меньше, чем для верхнего.

Гранулометрический состав песка и щебня, применяемых для бетона, строго нормируется, причем кривые гранулометрического состава, принятые для железобетонных работ, как оказалось, дают смеси чрезмерно жесткие для бетонных дорог.
Бетон для верхнего слоя делается более крупнозернистым и в него вводится до 50% гравелистого песка; в бетон для нижнего слоя вводится по меньшей мере 7% мелкого песка, крупностью менее 0,3 мм, и 20% - крупностью менее 1 мм (от общего веса песка и щебня). Крупнозернистость бетона верхнего слоя позволяет во многих случаях сокращать количество вводимой в него воды.

Счетчик