Бетонные дороги Венгрии построены однослойными. Эта конструкция считается технически более совершенной, а в отношении двухслойной дороги считают, что она рациональна только при невозможности получения в достаточном количестве щебня твердых пород. Дорогам придан поперечный профиль Ватп, предусматривающий утолщение к середине в 6 см, и только одна дорога построена с плитой равномерной толщины.

Цементощебеночные дороги. Виды трещин

Сечение плиты, уложенной на старую каменную одежду, было принято первоначально 15 X 22 см, а впоследствии -13 X 18 см. Для дорог, уложенных на земляном полотне, утолщение составляло около 3 см. Арматура для бетонных дорог совсем не применялась даже и в опытном строительстве. Поперечный уклон бетонных дорог составлял 2% и позднее был снижен до 1,5%. Продольный уклон не превосходил 4% в виду равнинных местностей Венгрии.

Продольные швы устраивали только в опытном порядке, они дали положительные результаты. Поперечные швы устраивали сперва на расстоянии 15-20 м, позднее это расстояние было уменьшено до 10-15 м.

Наиболее успешным оказался следующий способ устройства поперечного шва: в месте будущего шва закладывали стальную полосу, оставляемую в бетоне на время трамбования и вынимаемую затем до схватывания. Образованный таким образом шов через 30 дней заполняли асфальтовым составом.


Опыт эксплуатации бетонных дорог в Венгрии показывает, что возникающие трещины бывают трех родов:
1) поперечные трещины, характеризующиеся тем, что они не увеличиваются с течением времени; на ряде дорог более поздней постройки эти трещины не появлялись вовсе;
2) продольные трещины, наиболее типичные, возникающие в значительном количестве, как правило, у швов и распространяющиеся вглубь плиты на ее длины;
3) сетчатые трещины, наблюдаемые на давно построенных дорогах, возникающие на участках бетона, окаймленных кругом швами и другими трещинами. Хотя количество этих трещин очень невелико и составляет от 0,016 до 0,4% общего количества трещин, тем не менее они по всей вероятности не смогут быть обезврежены заливкой подобно другим трещинам, а потребуют вырубки бетона и замены его новым. Ввиду малого опыта борьбы с этими трещинами не представляется возможным высказать окончательное суждение.

Опыт Венгрии показал также, что большая часть появляющихся трещин наблюдается не с наступлением весны, а осенью. Это обстоятельство позволяет считать причиной их возникновения преимущественно нагревание бетона. Среди обнаруженных при этом трещин не имеется таких, которые могли бы быть отнесены за счет вспучивания основания. Наблюдения над трещинами, позволяя считать причиной их появления стесненность расширения плит и напряжения от неравномерного нагревания и охлаждения, подсказывают вместе с тем и основные меры борьбы с ними: основание равномерной прочности, чтобы в бетоне не возникали растягивающие напряжения (так как бетоны с высоким сопротивлением разрыву в настоящее время практически изготовлены быть не могут), и свобода перемещений плиты созданием песчаной подушки и аккуратного содержания швов.

Счетчик