Наряду с ними применяются пропитанные волокнистые материалы, пробковые, войлочные и резиновые прокладки (твердые и ячеистые), а также многослойные материалы в виде полосок пробки, прикрепленных к холсту. Общим недостатком всех перечисленных материалов, применяемых в холодном состоянии, является отсутствие сцепления с бетоном. В настоящее время делаются опыты применения для швов полосовой меди шириной 14,5-15 см. Полоса имеет гофрировку, поглощающую перемещения плиты.

Дорожное строительство и цемент. Материалы для заполнения швов

Специально произведенные исследования, показали, что бетонная одежда принадлежит к наименее скользким и только после сильных дождей и при гололедице становится скользкой. Шероховатость бетонной одежды может быть, кроме того, увеличена оголением крупных щебенок на поверхности бетона (в частности, снятием слоя раствора). Такое увеличение шероховатости применяется на больших уклонах.
Поверхностная обработка, цементобетонных одежд наложением на них покровов не является общим правилом, хотя и применяется очень часто. Она практикуется иногда немедленно после укладки бетона, создавая ему также при этом влажный режим твердения. Чаще, однако обработка производится впоследствии, в частности, когда на бетоне обнаружится значительное число трещин и индивидуальный ремонт их становится затруднительным. Если наложение защитного слоя предусмотрено проектом, то для лучшего сцепления этого слоя с бетоном последний не заглаживают. При тяжелом движении, и в особенности при наличии железных шин, нельзя рассчитывать на длительную службу покровов.

Роль покрова состоит в придании водонепроницаемости швам и трещинам, в механической защите (от износа и в некоторых случаях от удара), в устранении явления отсвечивания и некрасивого внешнего вида от залитых битумом трещин.

Вместе с тем исчезает и отчетливое деление дороги на правый и левый пути продольным швом, который закрывается покровом.
Вопрос о применении для поверхностной обработки цементобетонных дорог таких материалов, которые давали бы покровы тонкие и хорошо сцеплялись с бетоном, требует дальнейшего изучения.
Цементощебеночные дороги устраиваются в Англии преимущественно по типу сандвич следующим образом. Рассыпают слой щебня, на нем слой раствора и поверх него еще слой щебня. Все вместе укатывается тяжелым катком до полного уплотнения и до появления на поверхности раствора.

Швов расширения не устраивают; в случае постройки по половинкам в центре располагают бортовую форму для облегчения укатки.
При хорошем основании цементощебеночные дороги, построенные по описанному способу, можно считать удовлетворительными. Все же они непригодны при тяжелом движении, если нужно устраивать новое основание.

В 1930-1933 гг. построены опытные участки бетонных дорог и цементированного шоссе (по способу сандвич). Неудовлетворительное состояние финансов, отсутствие квалифицированной рабочей силы и малая интенсивность движения на внегородских дорогах не позволяют рассчитывать на развитие строительства бетонных дорог.
В период 1929-1932 гг. в г. Гайдерабаде построено 34 км бетонных дорог шириной 12 м. Средняя часть дороги шириной 6 м, назначенная для тяжелого транспорта, состоит из бетонных плит длиной 8 м, толщиной 15 см с утолщениями по краям до 22,5 см. Плиты двухслойные: нижний слой состава 1 : 2г/2 : 5, верхний слой - 1 : 13/4 : 372; щебень - гранит 6,25-3,75 см для нижнего слоя, для верхнего слоя добавляется щебень размером 2,50 - 1,25 см в пропорции 1:2.


Счетчик