Конструкция. Бетонная дорога устраивается либо однослойной, либо двухслойной. В последнем случае верхний слой делается из бетона лучшего качества и укладывается немедленно после уплотнения нижнего слоя.

Дорожное строительство и цемент. Исследование проб бетона

За последние годы, исходя из полученного опыта, имеется тенденция к увеличению сопротивления, что достигается либо армированием, либо увеличением толщины плит.

В бетонных плитах к утолщению прибегают чаще, нежели к увеличению содержания цемента в кубометре бетона.
Стремление к утолщению плиты частично вызвано наблюдаемым на вырезанных из одежды образцах плохим качеством бетона на нижних 2-3 см.

Если конструкцией предусмотрена свобода перемещения отдельных плит, то они должны быть соединены связями так, чтобы величина этих перемещений была ограничена и чтобы было предупреждено образование разности уровня смежных плит.
Нет оснований делать плиту настолько толстой, чтобы полностью исключить образование трещин, и надо считать не доказанным, что долговечность дороги страдает от трещин, располагающихся от шва дальше трети длины плиты.

Однако, трещины, располагающиеся ближе к швам, указывают на слабость плиты и являются началом дальнейших разрушений.
Минимальная толщина плиты должна составлять 15 см для местных дорог, 20 см - для дорог со средним движением и 22,5 см- с тяжелым движением (от 2000 до 5000 в сутки); последняя толщина принимается также и для среднего движения при плохом основании. Магистральные дороги строились в Англии толщиной 30 см, и в некоторых случаях для них устраивалось еще основание толщиной 10 см из тощего бетона.

Указанные значения толщины бетонной плиты несколько уменьшаются (на 2,5 см), если плита получает сверху одежду из другого прочного материала.

Исследование проб бетона, взятых из одежды, показывает, что верхняя арматура обычно сохраняет свое положение, а нижняя часто смещается вниз: то же самое происходит со всей арматурой, если она связана в каркас. Закрепление арматуры точно в проектном положении применением временных опор или заливкой ее местами бетоном дает разные результаты. Наилучшей является укладка слоя бетона с расположением в нем арматуры, которая доводится до проектного уровня трамбованием бетона с последующим окончанием бетонирования. Арматуру при этом следует укладывать короткими секциями, чтобы сократить время между укладкой нижнего и верхнего слоев бетона.

Минимальное количество одиночной стержневой арматуры: обычно составляет 3,8 кг/м2. Кроме стержневой, применяется также сетчатая арматура с продолговатыми и особенно квадратными ячейками, способная в одинаковой мере воспринимать температурные напряжения и напряжения, возникающие от деформации основания. При значительных напряжениях (например, на насыпях)-нижняя арматура укладывается в количестве 7,6 кг/м2, а верхняя 3,8 кг/м2. Расстояние арматуры (верхней и нижней) от поверхности бетона принимается равным 5 см.

Счетчик