Бетон необходимо защищать от высыхания. Для этой цели его сверху покрывают каким-либо материалом, при чем должна быть закрыта по меньшей мере половина поверхности, уложенной за день; далее в течение 7 дней (а при сильной жаре в течение 14 дней) после укладки бетон необходимо поливать или засыпать мокрым песком. При заморозках бетон защищают на период схватывания соломенными матами или аналогичными покрытиями.

Дорожное строительство и цемент. Уход за бетоном и содержание дороги

Если щебень в бетоне имеет надлежащую крупность и твердость, то нет надобности принимать специальные меры против скользкости поверхности; так как пленка цемента быстро изнашивается, обнажая щебенки, и так как последние в дальнейшем медленнее изнашиваются, нежели окружающий их раствор, то создается поверхность достаточно шероховатая.

Дорогу открывают для движения после заполнения всех швов и после того, как испытаниями будет показано, что бетон в последнем элементе плиты достиг сопротивления сжатию 300 кг/см2 и изгибу - 35 кг/см2. Если испытание не производится, то дорогу открывают через три недели после окончания последнего элемента плиты, если применялся обычный портландцемент, и через две недели, если применялся цемент быстро твердеющий.

Содержание дороги в первую очередь должно заключаться в своевременном возобновлении заполнения швов во избежание проникания воды и разрушения края плиты.

Ремонт повреждений в бетоне следует производить не затиркой его раствором, а, очертив поврежденное место, вырубить из него - бетон и, тщательно очистив это место, забетонировать его жестким бетоном и затереть сверху цементным тестом. Цемент для ремонта применяется быстро твердеющий, а щебень - той же твердости, что и при постройке.

Широкие трещины в бетоне, не доходящие до краев, заполняют горячим составом; трещины усадочные и температурные не заполняются. При повреждении трещиной краев плиты, а также при повреждении края плиты у шва ремонт производят, как указано выше, вырубкой бетона в поврежденном месте. Таким же образом производят ремонт одежды в местах ее вскрытия. Особое внимание в этом ремонте необходимо обращать на то, чтобы стенки обрубленного бетонного слоя были вертикальны и имели острые края.

Контрольные образцы бетона изготовляют и испытывают на месте работы и в лаборатории. На месте производства работ испытывают на изгиб сосредоточенной нагрузкой посредине балочки длиной 70 см, поперечным сечением 12 Х12 см, при длине пролета 60 см. Испытание производят на седьмой день, при чем из бетона каждого состава изготовляют на каждые 1000 л2 поверхности один образец.

Сопротивление изгибу должно быть не менее 26 кг/см2 для бетона верхнего слоя и не менее 13 кг/см2 - для бетона нижнего слоя. Для лабораторных испытаний, производимых через 28 дней, изготовляют из бетона каждого состава на каждые 6000 м2 поверхности балочки сечением 12 X 12 см и длиной 56 см. Каждую балочку испытывают на изгиб сосредоточенной нагрузкой посредине (пролет 30 см). Одну из половин балочки закладывают после этого в пресс между плитами шириной 12 см и раздавливают; из другой половины ее изготовляют образцы для испытания на круге Баушингера; на них же определяют водопоглощаемость. Последние два испытания делают только для бетона верхнего слоя. Сопротивление изгибу через 28 дней должно быть не менее 40 и 20 кг/см2, а сопротивление сжатию - не менее 350 и 140 кг/см2, соответственно для верхнего и нижнего слоя.

Через 7 дней показатели при сжатии и изгибе бетона в лаборатории должны составлять не менее 2/3 норм, требуемых для 28 дней. Износ на круге Баушингера должен составлять не более 25 см3 на 50 см2, а водопоглощаемость - не более 8%.
В качестве цемента для дорожного бетона в Англии применяется портландцемент, который по современным английским нормам имеет после 7 дней сопротивление разрыву в растворе 1 : 326,36 кг/см2.
Щебень должен быть из твердых, вязких, хорошо, сопротивляющихся выветриванию пород.

Счетчик