Количество цемента на 1 м3 бетона берется 200-320 кг для нижних слоев и 350-400 кг для верхнего слоя. При наличии арматуры наименьшее содержание цемента в 1 м3 бетона должно быть 280 кг.

Дорожное строительство и цемент. Поперечные швы

Для нижнего слоя бетон должен быть жестким (земельно-влажным), а для верхнего слоя - несколько более подвижным (полупластичным). Земляное полотно должно быть до укладки бетона тщательно подготовлено, дренировано и, если возможно, уплотнено укаткой. Укладка бетона должна быть закончена до схватывания. Перерывы в бетонировании допустимы только в местах поперечных швов.
При двухслойной плите верхний слой бетонируется непосредственно после нижнего, чтобы щебенки верхнего слоя вдавливались при его трамбовании в еще мягкий нижний слой и увеличили таким образом сцепление слоев. Основной задачей при укладке бетона должно быть возможно сильное уплотнение бетона. Нижний слой утрамбовывают пневматическим способом, при чем при значительной толщине слоя укладку его рационально производить в два слоя.

Верхний слой утрамбовывают пневматическими или ручными трамбовками, а заглаживают его ручными гладилками. В Австрии, как правило, не применяются отделочные машины, но иногда уплотнение верхнего слоя производится пневматическим трамбованием по стальным листам (полосам), что требует особого внимания к плавности утрамбовки на стыках листов и к равномерности трамбования по краям и в середине дороги.

В дорогах шириной более 5 м устраивают по меньшей мере один продольный шов. Поперечные швы делают на расстоянии от 6 до 10 м, при чем их смещают по сторонам продольного шва приблизительно на 40 см. Кромки плиты у швов закругляют и для заливочного материала устраивают желобок глубиной не менее 2-3 см и шириной не менее 6 мм. На каждые четыре поперечных шва один шов по меньшей мере делают как шов расширения; он имеет ширину от 6 до 13 мм, и устраивают его во всю толщину плиты.


Боковые грани плиты у шва должны быть обязательно ровны и строго вертикальны. Продольные швы действуют главным образом как шарниры и устраиваются как швы расширения. Швы заливают обязательно до открытия движения горячими или холодными составами, при чем хорошо зарекомендовавшим себя холодным составом является быстро распадающаяся эмульсия в смеси с песком.
Соблюдение правил устройства швов, трудно выполнимое при последовательном бетонировании, легко осуществить при бетонировании плиты через плиту. Пропущенные участки бетонируются во второй ход, после того как произойдет отвердение участков плиты, уложенных за первый ход.

При устройстве одной из дорог в Нижней Австрии применили устройство ложных швов для того, чтобы не увеличить стоимости работ бетонированием плита через плиту, которое несколько дороже, чем последовательное бетонирование. Швы на этой дороге устраивались следующим образом: перпендикулярно оси дороги укладывали на ребро доску, не достигающую поверхности плиты на 6-8 см. Назначение доски - препятствовать сужению шва во время схватывания бетона. Непосредственно перед схватыванием бетона сверху плиты, точно над доской, устраивается желобок шириной 2-3 см. Обычно через неделю в плите появляется усадочная трещина, которая при аккуратной работе проходит точно через оставшийся прослоек бетона над доской.

Счетчик