Не следует присыпать грунтом со стороны обочины, чтобы не препятствовать стоку воды при укатке по раствору. Формы убираются, когда покрытие в достаточной степени затвердеет; тогда же подсыпаются обочины; укатка обочин производится не ранее чем через 15 дней после розлива раствора.

Дорожное строительство и цемент. Приготовление и розлив раствора

Смеситель для раствора, смонтированный на грузовике, состоит из двух вертикальных цилиндров, расположенных один над другим. Перемешивание производится системой горизонтальных лопаток, прикрепленных к вертикальной оси, вращающейся от двигателя грузовика. Подача материалов - ковшом, движущимся по наклонной плоскости. Материалы поступают в верхний цилиндр; полученная смесь передается в нижний цилиндр, оттуда распределяется по дороге гибким рукавом. В нижнем цилиндре происходит непрерывное перемешивание во избежание сегрегации смеси. За каждый цикл машина дает от 0,50 до 0,55 м3 смеси.

Чаще всего применяется толщина 20-12,5- 20 см с поперечным уклоном от 4% (при ширине проезжей части от 2,4 м) до 2% (при ширине 6 м). Расстояние между поперечными швами 9-18 м, между продольными - от 2,4 до 6 м. Обычно применяется сеточная арматура с поперечным сечением 1,1 см2 на 1 м ширины для продольных стержней (располагаемых не реже, чем через 10 см) и 0,18 см2 на 1 м длины для поперечных стержней. Кроме того, концы плит армируются стержнями сечения 3,2 см2, согнутыми под прямым углом и имеющими длину вдоль плит 1,8 м, а углы плит - арматурой в виде буквы V, длиной 1,5 м.

Для арматуры применяется сталь с сопротивлением растяжению 43,5:-49 кг/см2 и минимальным удлинением 20%.
Для обеспечения правильного положения сетки при постройке на расстоянии 3,0 см ниже поверхности покрытия между боковыми формами через каждые 75 см натягивают железные тяги диаметром 8 мм.

Для образования швов в последнее время применяются доски из твердого дерева высотой 15 см, толщиной в верхней части 3 см, в нижней - 1 см, вырезанные по шаблону; когда цемент затвердеет, эти доски вынимаются, а шов заполняется битумной смесью.

Опыт показал, что раствор полностью заполняет пустоты в покрытии. Укатка 2-т катком должна следовать немедленно за розливом раствора. Готовое покрытие засыпают песком или другим подходящим материалом, который поддерживается во влажном состоянии в течение не менее 7 дней. Содержание покрытия состоит в добавке битума в швы и в заливке битумом трещин.

Бетон для нижнего слоя дорожных покрытии изготовляется из обломочных материалов естественного происхождения или полученных дроблением с подобранным гранулометрическим составом и наибольшей крупностью их 50 мм, свободных от ила, глины и органических примесей; максимальное содержание серных соединений в пересчете па S03 должно быть не более 0,3%.
Бетон для верхнего слоя составляется из песка крупностью до 5 мм и, как правило, из разнозернистого щебня; гранулометрический состав смеси подбирается возможно более плотный и содержит все фракции от б до 12 мм и от 12 до 25 мм.

С целью уменьшения износа бетона содержание песка должно быть незначительным. Порода, применяемая для щебня, должна иметь сопротивление сжатию не менее 1300 кг/см и износ в барабане-мельнице 2 - не более 12%. Объемный вес ее должен быть не менее 2,5. Базальт и порфир отвечают этим требованиям и почти исключительно применяются в Австрии. В качестве вяжущего вещества употребляют обычный портландцемент или аналогичный ему цемент, а если дорога должна быть открыта для движения в короткий срок или если приходится опасаться заморозков, то рекомендуется применение быстро твердеющего цемента.

Счетчик