Если плита толще, чем требуется по проекту, более чем на 1,25 см, то это утолщение считается только за 1,25 см и принимается в расчет при исчислении средней толщины. Оплату за лишнюю толщину не производят. На всех постройках при приемке берутся образцы для испытания бетона на сжатие.

Дорожное строительство и цемент. Бетонные основания

Содержание бетонных покрытий. Систематически производятся: заполнение швов быстро распадающейся эмульсией и восстановление уровня краев плит. Осевшие плиты поднимают впрыскиванием смеси воды с песком и 5% цемента или же доводят до нужного уровня слоем асфальтобетона.

Вообще на хорошо спроектированных и хорошо построенных бетонных дорогах не бывает сколько-нибудь серьезного трещинообразования или износа. Сильный износ наблюдается, однако, при движении тяжелых повозок на металлических шинах на узких дорогах. В таких местах приходится поверх бетона укладывать асфальтобетон. Тенденции становиться скользкими у бетонных дорог не наблюдалось, несмотря на то, что некоторые из них находятся в эксплуатации уже более 10 лет.

Бетонные основания применяются для торцовой мостовой и асфальтобетона на городских улицах с особенно интенсивным движением.
Для торцовой мостовой обычно применяют основание в 25- 20-25 см при составе бетона 1:2:4с сетчатой арматурой. Поверх бетона делается смазка цементным раствором 1 : 2 для выравнивания поверхности. Движение открывается через 21 день после укладки бетона.
Для асфальтобетона применяют бетонное основание 22,5-15- 22,5 см или 25-20-25 см при составе бетона 1 : 21/а : 5, редко - более жирном с арматурой; швов обычно не делают. В большинстве случаев в лотках асфальтобетон не укладывают, а заменяют его на ширину 45 см цементным бетоном состава 1 : 1г/2 : 3, укладываемым по свежему нижнему слою. Асфальтобетон толщиной 5 -см укладывают через 21 день после укладки бетона.
В остальном постройка бетонного основания не отличается от постройки бетонного покрытия.

Первый опыт постройки цементированного шоссе сделан в 1923 г. С тех пор построено много дорог этого типа, главным образом по следующему методу.

По земляному полотну рассыпают речной гравий или щебень и укатывают 11-т катком до профиля на 3,8 см ниже проектного. Затем укладывают сеточную арматуру, рассыпают второй слой гравия или щебня и укатывают до проектного профиля, после чего разливают цементный раствор 1 : 2 в количестве, достаточном для заполнения всех пустот с некоторым избытком, и производят укатку 2-т катком. После этого рассыпают высевки и вновь укатывают до получения ровной поверхности. Непосредственно перед схватыванием цемента производят отделку поверхности укаткой легким ручным катком в поперечном направлении, выглаживанием или затиркой.
Камень применяют с износом по Девалю не более 5%; размер щебня для нижнего слоя 12-50 мм, для верхнего - 12-38 мм. Широко применяются речной гравий или галька, но для укатки их необходим каток с тракторной тягой. Высевки должны проходить через отверстия 12 мм.

Для испытания пригодности песка применяют следующий способ: изготовляют из раствора балочки размером 40 X 2,5 X 2,5 см и нагружают их посредине на 1 мин. сосредоточенной нагрузкой в 2,5-3,5 кг при пролете 37,5 см. Временное сопротивление на изгиб через 14 дней должно быть не менее 32 кг/см2.

В поперечном профиле покрытие делается с утолщениями по краям, как и бетонное покрытие. Для выравнивания поверхности применяются поперечные шаблоны, передвигающиеся по боковым формам (из досок в 4 см). Коэффициент уплотнения щебня принимается равным 1,30; для лучшего уплотнения допускается в минимальных размерах поливка водой.
Боковые формы должны быть прочно закреплены и не должны сдвигаться при укатке.

Счетчик