Если ширина покрытия не кратна 3 м, то крайним частям придают ширину 2,4-2,7 м, используя их для стоянки автомобилей или для движения с малыми скоростями; средние же полосы, назначенные для движения с большими скоростями, делают нормальной ширины.
При укладке бетона одновременно в крайней и в средней плитах устраивается шпунтовый продольный шов с фасонной стальной полосой.

Дорожное строительство и цемент.  Арматура

Фасонную сталь с высверленными в ней отверстиями для пропуска штырей доставляют на место работ в кусках длиной 1,8 м; ее укрепляют в земляном полотне железными спицами диаметром 6 см, расположенными через 1,20 м. Шов заливают горячим битумом с пенетрацией 60-70. Если бетон в соседних плитах укладывается не одновременно, то краю укладываемой первой плиты придают желаемые очертания, а перед укладкой соседней плиты край этот очищают и смазывают битумом. В этом случае кромки покрытия закругляются радиусом 6 мм. Шов усилятся штырями, заложенными в бетон. Опыт показывает, что если не делать шва со шпунтом и не применять штырей, то возникает опасность неравномерной осадки соседних плит.

Растягивающие усилия в штырях, возникающие от трения плиты по основанию, зависят от ширины покрытия. Чтобы избежать применения слишком большого числа штырей, а также в расчете поперечного расширения, в покрытиях шириной 6 полос и более (18 м) посредине устраивается шов расширения без штырей с утолщением плиты у краев продольного шва.

Как правило, по всему очертанию плиты арматуру укладывают в виде прутьев круглого сечения. Сеточная арматура применяется при слабом или неравномерном основании или на свежих насыпях высотой более 60 см. Эта арматура делается из стали с сопротивлением растяжению не менее 44 кг/мм2 и модулем упругости 28 кг/мм2, или из тянутой проволоки с сопротивлением растяжению не менее 60 кг/мм2 и модулем упругости 57 кг/мм2. Благодаря повышенному сопротивлению проволочная сетка допускает снижение веса арматуры на 20%.

Сетку укладывают на земляное полотно во время укладки бетона и удерживают в желаемом положении (обычно 5 см от верхней поверхности плиты) помощью держателей. Нижний краевой прут укладывают аналогичным способом, а верхний прут связывают с сеткой.
Нижняя арматура (на расстоянии 5 см от нижней поверхности плиты) применяется для плит у мостов, в свежесделанных выемках и в других подобных случаях.

Дозировка производится обычно по объему. Приготовление бетона производится в передвижных бетоньерках емкостью 77 м3, реже на центральных бетонных заводах. Время перемешивания - обычно 1 мин. Из бетона приготовляются цилиндрические образцы, которые подвергаются испытанию на сжатие.

Отделочные работы. Отделка производится машинами или вручную. Бетон должен быть плотным, поверхность его - ровной, но не гладкой.
Покрытие трамбуют, после чего по нему проходят сначала поперечным шаблоном, а затем продольным шаблоном и выглаживают за два раза.

Свежий бетон покрывают соломенными матами, которые в течение первого дня поливают.
Покрытие влажным грунтом применяется в тех случаях, когда имеется песок или растительная земля. В местах с глинистым грунтом после обильной поливки закрывают дорогу толстым толем на 24 часа, чтобы воспрепятствовать быстрому высыханию бетона.
Приемка работ. При подрядном способе работ оплата производится по средней толщине, определяемой высверливаемыми образцами и измерениями у краев.
Если толщина оказывается меньше проектной, но не более, чем на 2,5 см, то расценка снижается пропорционально квадрату толщины; если разница больше 2,5 см, то плита не принимается.

Счетчик